Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
01.04.2022

Акмеизм vs символизм: что лучше?

Символизм – направление в искусстве конца 19 века, представители которого стремились выражать общие идеи красоты и вечности в символах.

Главная особенность символизма в литературе (как и в музыке и живописи) – недосказанность, наличие тайны, обобщенные образы без конкретики. Поэты-символисты искренно верили, что с помощью музыки стиха смогут выразить нечто непознанное и недоступное обычному человеческому уму. Отсюда – смелые и дерзкие эксперименты со словом, звуком, рифмой и, наконец, содержанием, которое понятно далеко не каждому читателю.

Константин Бальмонт утверждал, что символизм проникает в таинственные глубины мироздания, которые выражаются в образах, полных света, звука и тайны. Представители данного направления сознательно отказывались от конкретики и стремились постичь нечто иррациональное в жизни вообще и в своей душе – в частности.

Символизм по-своему интересен и при первом знакомстве производит довольно сильное впечатление. Стихотворения Иннокентия Анненского, Валерия Брюсова, Александра Блока, Константина Бальмонта весьма причудливы, изысканны и изящны и способны поразить воображение даже самого искушённого читателя. Но по мере погружения в их отвлеченную символику, которую они лишь красиво выражают, но не объясняют, у рядового читателя может возникнуть чувство недоумения. Даже самый утонченный эстет не в состоянии долго оставаться в мире зыбкой и туманной поэзии, лишенной конкретики и ясного, конструктивного взгляда на мир.

Возможно, акмеизм возник именно как реакция на недосказанность и неопределенность символизма. Поэты-акмеисты пошли на другую крайность: отвлеченной форме они предпочли предметность и конкретику в их крайних формах. Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий – в отличие от своих предшественников – сделали ставку на максимально правдивое изображение вещей и явлений окружающей действительности и считали такую поэзию способом для духовно-нравственного возрождения человека.

По сравнению с символизмом акмеизм кажется прозой жизни, зато он имеет одно важное преимущество перед своим предшественником: ясность и внятность лирики без всяких намеков на тайну. Акмеизму не хватает легкого флера загадочности, но все равно он ближе среднестатистическому читателю, чем отвлечённый символизм. Впрочем, на вкус и цвет товарищей нет, и немало читателей предпочитает Блока – Ахматовой.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского