Блог издательства


«Арабская ночь, волшебный Восток»: пикантное очарование восточных сказок

Большинству читателей восточный сказочный фольклор знаком по знаменитому сборнику новелл «Тысяча и одна ночь». Его корни уходят в раннее средневековье (8 век), а окончательное оформление относится к 16-17 векам.

Читать полностью

Иностранцы в русской классической литературе

Большая русская классическая проза 19 века развивалась под сильным влиянием английской, немецкой, французской литературы. Поэтому неудивительно, что в произведениях писателей указанного столетия нередко встречаются герои иностранного происхождения, которые играли не только второстепенную, но и ключевую роль в сюжете.

Читать полностью

«Я протестую… что изменит он одну хотя бы запятую»: проблемы редакторской работы

Редактор – это литературный работник, отвечающий за стилистическую, грамматическую, техническую обработку текста. В наше время в связи с бурным развитием информационных технологий эта профессия быстро набирает популярность.

Читать полностью

Жанр «слова» в древнерусской литературе

Слово – особый жанр древнерусской литературы, возникший почти сразу после Крещения Руси в 988 году. Его особенности определяются новой религией – православием – в которой «слово» имеет особое, духовно-нравственное и догматическое значение.

Читать полностью

В книжной серии «Библиотека классической и современной прозы» вышла книга писателя Сергея Панова «Милый Чоп»

«Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков» представляет новую книгу Сергея Панова «Милый Чоп»!

Читать полностью
Другие новости издательства
19.10.2020

Автобиография vs мемуары: что достовернее?

Автобиография – один из самых противоречивых жанров художественной литературы. Ее автор повествует о событиях своей жизни как бы со стороны, вернее, с высоты прожитых лет. Отсюда – смешение достоверных фактов биографии отдельной личности и литературного вымысла, который неизбежен при описании происшествий многолетней давности. Автобиография претендует на максимальную точность, однако на деле она – почти художественное произведение с выдуманными персонажами.

Дело в том, что в обоих случаях автор создает своих героев: в первом – родного, во втором – чужого. Персонаж автобиографии называется «я» автора, но на деле он – во многом плод его воображения. Порой писателю даже проще спрятаться за чужим лицом – персонажем какого-нибудь романа, как, например, поступила Ш. Бронте в своем знаменитом автобиографичном произведении «Джен Эйр». Впрочем, автобиография отличается от художественной прозы тем, что ее автор не отвлекается на посторонние предметы, фокусируя внимание преимущественно на себе самом.

Мемуары – это воспоминания автора о событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. В отличие от автобиографии, мемуарная литература более широка по охвату и глубине подачи материала. Писатель рассказывает не столько о себе, сколько о жизни, пронесшейся перед его глазами. Разумеется, автор передает историю сквозь призму своего субъективного восприятия действительности, однако он не зацикливается на себе одном.

Описывая факты прошлого, составитель мемуаров волей-неволей вынужден быть достоверен: ведь речь идет не только о нем, но и об определенной исторической эпохе, конкретном промежутке времени, отдельных личностях, которые наравне с автором выступают героями мемуарного произведения.

С этой точки зрения мемуары более достоверны, чем автобиография, так как они менее субъективны. Автор мемуаров смотрит на себя не как на самоцель книги, а лишь как на одного из участников прошлого. Это обстоятельство – главное преимущество мемуаров перед автобиографией.

Впрочем, любителям сентиментальной, психологической прозы больше по душе автобиография. А мемуары хороши для исторических исследований, где, кстати, постоянно используются в качестве дополнительных источников. Однако по своим литературным достоинствам они обычно несколько уступают автобиографиям, авторы которых при передаче своих переживаний заботятся, в первую очередь, о языке и стиле.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского