Блог издательства


Наполеоновское нашествие в романе «Сожженная Москва»

«Сожженная Москва» – роман писателя 19 века Г. П. Данилевского о нашествии Наполеона в Россию в 1812 году. Григорий Петрович писал эту книгу явно под влиянием эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»…

Читать полностью

«Королева Марго» – самая необычная экранизация романа А. Дюма-отца

«Королева Марго» – один из лучших романов А. Дюма-отца. Харизматичные, запоминающиеся герои, захватывающий сюжет, политические и любовные интриги делают его привлекательным для читателей…

Читать полностью

Образ дворянской усадьбы в русской классической литературе 19 века

Дворянская усадьба – исторический феномен дореволюционной России. Она была очагом культуры в глухой российской глубинке…

Читать полностью

Мотивы дон Кихота в романе «Идиот»

Федор Михайлович Достоевский очень любил и ценил роман Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Он считал это произведение идеальным в западноевропейской литературе.

Читать полностью

Честь имею!: моральный кодекс мальчика со шпагой

«Мальчик со шпагой» – известная повесть Владислава Крапивина про взросление и становление обычного советского пионера Сережи.

Читать полностью
Другие новости издательства
09.09.2019

Аз, Буки, Веди

В Эрмитаже открылась выставка букварей, которые были созданы в России на протяжении четырех веков. Редкостные издания, которые помогали осваивать грамоту юным царям и их приближенным соседствуют с современными коллекционными азбуками. И те, и другие напоминают о ценности грамоты, которая сейчас воспринимается, как нечто само собой разумеющееся, а когда-то была доступна только привилегированному классу.

Самый ранний рукописный букварь, созданный Леонтием Буниным и Карионом Истоминым, был предназначен для обучения грамоте царевича Алексея, сына Петра Первого. Он же, будучи напечатанным, послужил той же цели для детей бояр. Эрмитажный экспонат является очень ценным экземляром, так как он — самый старый из имеющихся. Здесь каждой буквице соответствовала средневековая гравюра. Букварь принадлежал юным князьям Щербатовым, о чем говорят письма, адресованные их матери — супруге князя Михаила. 

Среди изданий XVIII-го века особенно интересен немецко-французский двухазбучный конволют Павла Первого. Он явно был издан за границей. В экспозиции представлены и иные иностранные азбуки, изданные уже в Российской империи, например, татарского и армянского языков 1801 и 1838-го годов, соответственно. Среди редких изданий можно увидеть даже китайскую азбуку Екатерининских времен. Большинство изданий имеют ценность, благодаря их происхождению и первым владельцам. Но есть экземпляры, весьма ценные и с художественной точки зрения.

В Эрмитаже название выставки «Буквари и буквы» символизирует то, как алфавит служит отражением исторических моментов в истории государства. Сюда можно отнести и реформу кириллицы при Петре Первом и послереволюционное сокращение количества букв. Сюда же можно отнести новый букварь, который реализовал коллектив художников, руководимый М. Погарским и В.Лукиным, где каждую букву нарисовал свой художник в свойственной только ему манере письма. Экспозиция призвана напомнить о том, какая сила таится в маленьких буквах, насколько они сакральны и насколько бережно надо относиться к их использованию.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского