Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
18.06.2022

Былина vs сказка: общее и различие

Былина и сказка – два вида устного народного творчества, которые возникли и развивались в одно время, влияя друг на друга и отражая реалии исторической действительности. Их главный лейтмотив – борьба героя за добро против зла, которое в конце концов проигрывает. Поэтому неудивительно, что многие былины носят ярко выраженный сказочный характер (таковы, например, истории о Садко и Михайло Потыке). Некоторые былины заимствовали из сказок их жизнерадостный, праздничный характер. Такие песни частично утрачивали героическое звучание, уступая место бытовым и семейным сюжетам, которые не только поучали, но и развлекали слушателей (былины про Ставро Годиновича и Василису Микулишну). А сказка заимствовала из былины образы героев, которые совершают подвиги, исторический контекст, певучий выразительный язык.

И все же между этими двумя жанрами больше различий, чем общих черт. Сюжет большинства былин – возвышенный, их тон – патриотический, торжественный, местами доходящий до эмоционального пафоса. Древнерусский сказитель искренно верил в то, что пел перед многочисленными слушателями, которые воспринимали сюжет как старинную быль, дошедшую до них из глубины веков. Сказка же юмористична, в ней много приземленных шуток, и сам автор не скрывает своего недоверия к собственному рассказу.

Главная цель сказки – развлечь людей, былина же стремится, в первую очередь, пробудить в слушателях патриотическое чувство, любовь к родной земле. Богатырь защищает Русскую землю от змея и таким образом служит Родине. Сказочный же царевич совершает тот же подвиг, чтобы освободить прекрасную царевну и жениться на ней. Былина – это героический эпос, в котором элементы фэнтези (змей, соловей-разбойник) играют второстепенную роль, в то время как в сказке волшебные артефакты (ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы) постоянно находятся в центре внимания как читателей, так и действующих лиц.

Отличительная черта былин – их конкретность. В них упоминаются реальные исторические места, князья, бояре, богатыри, имена которых встречаются и в других источниках (летописях, житиях святых). Место же действия сказки – условно, а ее герои – обобщенные типы из разных сословий.

Несмотря на эти различия, и сказки, и былины представляют одинаковый интерес для ученых-историков. Оба жанра древнерусского фольклора в разной форме отражают национальные черты народа, его отношение к ключевым событиям страны, оценку моральных качеств человека.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского