Блог издательства


Искусство изучения прошлого в книге Марка Блока «Апология истории»

Марк Блок – известный французский историк, основатель школы анналов. Заслуга этого ученого заключается в том, что он сделал человека главным объектом исследования в исторической науке. Чтобы изучить, а главное, – понять прошлое, нужно, в первую очередь, узнать, как мыслили и чем жили люди той или иной эпохи. Это поможет историку уяснить смысл и значение источника – как письменного, так и материального.

Читать полностью

На дыбе, или апология Петра Первого в романе А. Толстого

Роман Алексея Толстого «Петр Первый» считается эталоном исторического романа не только в советской, но и российской литературе. По охвату событий, эпичности и глубокой проработке персонажей с ним может поспорить, пожалуй, только эпопея Льва Толстого «Война и мир».

Читать полностью

Литературные мастер-классы: плюсы и минусы

В последние годы многочисленные литературные площадки организуют семинары, мини-курсы и мастер-классы по писательскому мастерству.

Читать полностью

Книга «Пиши, сокращай» – ориентир для копирайтера?

Книга «Пиши, сокращай» – пожалуй, самый популярный бестселлер по теме мастерства написания рекламных, продающих, коммерческих и информационных текстов. Ее авторы – Максим Ильяхов, создатель популярного сервиса «Главред», ректор Школы редакторов, и Людмила Сарычева, писательница и преподавательница Школы редакторов.

Читать полностью

Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью
Другие новости издательства
08.08.2020

Быт заел: грезы и проза жизни в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Проза жизни и борьба с ней были излюбленными темами русских писателей 19 века. Серый быт и попытки вырваться из него изображены во многих произведениях отечественной литературы. В этом ряду особо выделяется роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история», в котором противопоставление пылкого романтизма (в лице главного героя, молодого человека Александра Адуева) и расчетливого эгоизма (олицетворенного в образе дяди юноши – практического дельца Петра Ивановича) представлено с убедительной психологической достоверностью.

Александр приезжает в Петербург, полный надежд, идеалов и с мечтой устроить жизнь наилучшим образом, то есть в соответствии со своими романтическими представлениями о верной любви и бескорыстной дружбе. Молодой человек совершенно не прислушивается к советам рассудительного дяди, который тщетно пытался отрезвить своего подопечного. Адуев смотрел на мир сквозь розовые очки и решительно отказывался принять жизнь такой, какая она есть, – со всеми ее горестями и проблемами.

Дядя и племянник олицетворяют две крайности человеческого характера: неумеренный идеализм и предельно расчетливый эгоизм. Первый слишком приземлен, второй – чрезмерно восторжен и эмоционален. К сожалению, Адуев-младший долго не включал логику – ошибка, которая впоследствии стала для него жесточайшим ударом.

Золотую же середину автор представил в образе… молодой жены Петра Адуева – Лизаветы Александровны. В этой чуткой и нежной женщине удивительным образом соединились кроткая рассудительность и мягкая чувствительность, которые благотворно действовали на Александра в минуты его горьких разочарований в своих мечтах.

    В финале книги этот герой, устав от неудач на любовном и карьерном фронтах, отказывается от юношеских иллюзий и становится «обыкновенным» человеком: он женится, получает чин и начинает вести будничную светскую жизнь, которую прежде так презирал. Однако его дядя, удрученный болезнью Лизаветы Александровны, решил отойти от дел, чтобы всецело посвятить себя жене. Что касается Александра Адуева, то его в буквальном смысле заел быт, с которым он упорно и тщетно боролся на протяжении всей истории.

Вероятно, причиной поражения героя стало его неумение проигрывать и переживать разочарования и удары судьбы. Урок романа прост: автор убеждает читателя не завышать планку ожиданий от жизни, но и не пытаться по примеру Петра Адуева искусственно сделать из себя нового, бездушного и рационального, человека в ущерб душе и сердцу.  

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского