Блог издательства


Интервью с нашим автором

Сегодня мы задали вопросы писателю Ивану Леденцову, автору книги «Наши Души».

Читать полностью

«Не быть»!»: каких произведений не хватает в школьной программе по литературе?

В последние годы все чаще встает вопрос об обновлении школьной программы по литературе.

Читать полностью

«Графиня де Монсоро» (1971 г.) vs «Графиня де Монсоро» (1997 г.): какая лучше?

Роман «Графиня де Монсоро» А. Дюма-отца входит в книжную трилогию о борьбе Генриха Наваррского за французский престол.

Читать полностью

«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли: плюсы и минусы

Этот фильм, снятый в далеком 1968 году, до сих пор считается эталонной экранизацией «самой печальной повести на свете».

Читать полностью

К чему приводит сокращение классики в школе?

В последние годы в российских школах наблюдается печальная тенденция к сокращению числа произведений старой доброй русской классики и к замещению их сочинениями современных писателей…

Читать полностью
Другие новости издательства
22.07.2022

Чего не хватает в фильме Л. Кулиджанова «Преступление и наказание»?

Старый советский черно-белый фильм Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» – классика отечественного кинематографа, считается эталонной экранизацией знаменитого романа Федора Михайловича Достоевского. Великолепная игра актеров, аутентичные костюмы и декорации, атмосфера психологической напряженности в точности передают сюжет, знакомый каждому подростку со школьной скамьи. Картина Кулиджанова подробно показывает историю известного произведения – без самодеятельности и новшеств, которыми грешит современный кинематограф. Тем не менее, в этой киноленте есть два существенных недостатка, которые вызывают недоумение у зрителя, хорошо знакомого с романом.

Во-первых, в сцене ключевого разговора Сони с Раскольниковым нет чтения Евангелия о воскрешении праведного Лазаря. Автор придавал принципиальное значение этому эпизоду, так как он предвозвещает раскаяние и духовное обновление героя под влиянием девушки. Этот сценарный ход объясняется атеистическим характером советской культуры. Кинематографическая цензура пристально следила за отсутствием религиозной атрибутики в кинокартинах. Поэтому режиссер не мог включить столь важную сцену в свою ленту, которая от этого сильно проигрывает.

Во-вторых, фильм неожиданно обрывается на явке Раскольникова с повинной. Последняя сцена получилась весьма эффектной, но, к сожалению, режиссер оставил за кадром перерождение героя на каторге. Многие литературные критики считают, что духовно-нравственное возрождение молодого преступника произошло слишком поспешно, но все же оно играет ключевую роль в книге. После эпилога читатель убеждается, что Раскольников вместе с Соней начал новую жизнь. Большую роль в нравственном перерождении героя сыграло Евангелие, которое он читал в минуты душевного кризиса. По этой причине режиссер не снял финальные сцены романа. Из-за этого фильм резко обрывается и выглядит незавершенным.

Однако в рамках цензурных правил режиссёр превзошел самого себя. Картина получилась эмоционально-насыщенной и убедительной. Особенно хороши главные герои – Раскольников в исполнении Георгия Тараторкина и следователь Порфирий Петрович, которого блестяще сыграл неподражаемый Иннокентий Смоктуновский. Их совместные сцены – интеллектуальные поединки – по праву считаются главным украшением картины.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского