Блог издательства


Искусство изучения прошлого в книге Марка Блока «Апология истории»

Марк Блок – известный французский историк, основатель школы анналов. Заслуга этого ученого заключается в том, что он сделал человека главным объектом исследования в исторической науке. Чтобы изучить, а главное, – понять прошлое, нужно, в первую очередь, узнать, как мыслили и чем жили люди той или иной эпохи. Это поможет историку уяснить смысл и значение источника – как письменного, так и материального.

Читать полностью

На дыбе, или апология Петра Первого в романе А. Толстого

Роман Алексея Толстого «Петр Первый» считается эталоном исторического романа не только в советской, но и российской литературе. По охвату событий, эпичности и глубокой проработке персонажей с ним может поспорить, пожалуй, только эпопея Льва Толстого «Война и мир».

Читать полностью

Литературные мастер-классы: плюсы и минусы

В последние годы многочисленные литературные площадки организуют семинары, мини-курсы и мастер-классы по писательскому мастерству.

Читать полностью

Книга «Пиши, сокращай» – ориентир для копирайтера?

Книга «Пиши, сокращай» – пожалуй, самый популярный бестселлер по теме мастерства написания рекламных, продающих, коммерческих и информационных текстов. Ее авторы – Максим Ильяхов, создатель популярного сервиса «Главред», ректор Школы редакторов, и Людмила Сарычева, писательница и преподавательница Школы редакторов.

Читать полностью

Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью
Другие новости издательства
19.02.2020

Детектив: что это и откуда он появился?

Детективной литературой называют тот жанр, где присутствует загадочная смерть или преступление, которое нужно раскрыть. Зачастую круг подозреваемых – узок, а каждый из них обладает правдоподобным мотивом и хорошей возможностью совершить преступление. Главный персонаж зачастую – сыщик (наподобие Шерлока Холмса и его помощника Джон Ватсон), в конце концов, решающий загадку путем логических умозаключений из фактов, предоставленных читателям.

Некоторые детективные романы – документальные. «Детективными» могут быть произведения с акцентом на трудную задачу или элемент тревожности, и ее логическое решение (как в жанре «Whodunit»). Детектив может контрастировать с крутым детективом, сконцентрированным на действии и жестком реализме.

Жанр детектива также включает в себя и сверхъестественный детектив, где решение не обязательно должно быть логическим, а факт совершения преступления – и вовсе не обязателен. Этот прием был популярен в бульварных журналах 1930-1940-х годов, где названия типа «Грошовый детектив», «Остросюжетный детектив» и «Пикантный детектив» предлагали то, что в то время считалось сложной для разгадывания и странной историей, а именно – сверхъестественные ужасы в стиле «Гран-Гиньоль». Это контрастировало с параллельно выходившими выпусками с теми же названиями, скрывавшими традиционные «крутые» детективные истории.

Истоки

Жанр детективных романов – это молодая форма литературы, получившая свое развитие в середине XIX столетия. Рост грамотности начался в годы английского Ренессанса, и по мере того, как люди все больше читали, их мышление становилось все более индивидуалистическим. По мере этого люди развивали способность уважать человеческий ум и способность распутывать загадки.

Возможно, причиной непризнания жанра до 1800 годов отчасти послужила нехватка кадров в полиции. Перед Промышленной революцией многие города имели комендантов, максимум – сторожей. Естественно, комендант знал каждого горожанина, и преступления либо расследовались быстро, либо не расследовались вовсе. По мере того, как люди начинали толпиться в городах, полиция становилась более институциональной, а значит – возникала потребность в сыщиках. Отсюда – и рост детективного жанра.

Первая работа в современном детективном жанре – «Мадемуазель Скудери» Э. Т. А. Гофмана (1819 год) оказала влияние на «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По (1841 год). То же самое можно сказать и о «Задиге» Вольтера. Эпистолярный роман Уилки Коллинз «Женщина в белом» был опубликован в 1860 году, тогда как «Лунный камень» 1868 года многие привыкли считать его лучшей работой. В рассказах о Шерлоке Холмсе, впервые представленных Артуром Конаном Дойлом в 1887 году, дела считались особенно важными для большой популярности жанра. Сам жанр начал развиваться на рубеже веков с развитием бульварных романов и журналов.

Книги были особенно полезными в этом жанре, что привело к появлению в 1920-х годах множества авторов. Важным вкладом в детективы 1920-х годов стало развитие подросткового детектива Эдвардом Стрейтмейером. Изначально он разработал и написал книги о братьях Харди и Ненси Дрю, подписывая их псевдонимами «Фрэнклин У. Диксон» и «Кэролайн Кин» соответственно (позднее серию дописывали его дочь Гарриет Адамс и другие авторы). Также в 1920-х годах популярной стала одна из лучших авторов детективов в истории – Агата Кристи, среди книг которой – «Убийство в Восточном Экспрессе» 1934 года, «Смерть на Ниле» 1937 года и мировой бестселлер «Десять негритят» 1939 года.

Большая популярность бульварных журналов в 1930-1940-х годах подстегнула интерес к жанру. В 1950-х годах их популярность пошла на спад с ростом популярности ТВ. Поэтому постепенно осталось только два журнала «Alfred Hitchcock’s Mystery Magazine» и «Ellery Queen’s Mystery Magazine» (оба печатаются изданием «Dell Magazines»). Автор детективов Эллери Куин (псевдоним Фредерика Деннея и Манфреда Ли) также причастен к продолжающемуся интересу к жанру.

Интерес к детективам остается и в наши дни благодаря телешоу, использующих таинственные темы, а многие подростковые и взрослые книги печатаются до сих пор. Часть из них пересекается с триллерами и саспенсом, а авторы этих книг могут причислять себя к авторам детективов. Комиксы и графические романы продолжают традиции жанра, а экранизации или веб-сериалы помогли повторно популяризовать жанр в последнее время.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского