Блог издательства


Стихи поэтов-классиков в отечественном кинематографе

Советские и российские режиссеры часто вставляли в свои фильмы песни на стихотворения поэтов-классиков.

Читать полностью

Книжная культура как фактор сохранения исторической памяти

Историческая память – это совокупность сведений человечества о прошлом. Ее сохранение – важнейшее условие самоидентификации народа и его выживания…

Читать полностью

«Папин борщ»: стихи Юрия Гальцева

Известный сатирик, юморист, руководитель Театра Эстрады им. Аркадия Райкина Юрий Гальцев в этом году представил сборник своих стихотворений с трогательным и забавным названием «Папин борщ».

Читать полностью

Что ждать от разработки профстандарта «писатель»?

Министерство цифрового развития выступило с инициативой разработки профессионального стандарта для писателей, согласно которому эта творческая деятельность должна быть признана специальностью…

Читать полностью

Лучшие мотивирующие фильмы для писателей

Хорошие кинофильмы – один из источников вдохновения для писателей.

Читать полностью
Другие новости издательства
26.08.2022

«Дон Сезар де Базан» – недооценённая пьеса об испанском идальго

Эта пьеса известна отечественному зрителю по одноименному двухсерийному музыкальному фильму с неунывающим Михаилом Боярским в главной роли. Картина снята по комедии французских драматургов Филиппа Дюмануара и Адольфа д’Эннери. Наверное, немногие читатели знают, что дон Сезар де Базан – второстепенный персонаж популярной драмы В. Гюго «Рюи Блаз». В пьесе именитого французского автора он – благородный разбойник, который отказался участвовать в низкой интриге своего кузена. Его опасное сходство с главным героем и легло в основу сюжета. Дон Базан получился настолько харизматичной личностью, что обзавелся собственной пьесой, где играет главную роль.

 Дон Сезар – обедневший испанский идальго, весёлый, неунывающий и очень демократично настроенный дворянин. В чем-то он похож на знаменитого д’Артаньяна; это сходство особенно заметно в упомянутом советском фильме благодаря неиссякаемому оптимизму главного мушкетёра страны – Михаила Боярского.

К сожалению, пьеса незаслуженно забыта, хотя она весьма хороша как по сюжету, так и по раскрытию характеров действующих лиц. Сам герой, кажется, обеспечивает пьесе успех у публики, который, однако, был непродолжительным. Вероятно, причина такой несправедливости заключается в том, что дон Сезар во многом один вытягивает на себе весь сюжет и интригу. Ему явно не хватает харизматичных друзей (как, например, д’Артаньяну) и грозных противников (как тому же д’Артаньяну). Его любовная линия получилась весьма остроумной и динамичной, однако ей явно не хватило драмы. Вероятно, водевильный характер комедии не устраивает читающую публику, которой для успеха нужно время от времени щекотать нервы.

Дона Базана можно сравнить с другим известным персонажем французской литературы – Сирано де Бержераком, который по сути тоже в одиночку тянет на своей харизме весь сюжет. Но пьеса Эдмона Ростана написана великолепными стихами, которые с лихвой компенсируют отсутствие у главного героя сильного окружения. Испанский же идальго из пьесы Дюмануара и д’Эннери действует фактически в одиночку и по этой причине не засел в памяти благодарных потомков так же прочно, как его гасконские собратья.

Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств пьесы, которая, безусловно, заслуживает внимания всех любителей популярного жанра «плаща и шпаги».

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского