Блог издательства


Интервью с нашим автором

Сегодня мы задали вопросы писателю Ивану Леденцову, автору книги «Наши Души».

Читать полностью

«Не быть»!»: каких произведений не хватает в школьной программе по литературе?

В последние годы все чаще встает вопрос об обновлении школьной программы по литературе.

Читать полностью

«Графиня де Монсоро» (1971 г.) vs «Графиня де Монсоро» (1997 г.): какая лучше?

Роман «Графиня де Монсоро» А. Дюма-отца входит в книжную трилогию о борьбе Генриха Наваррского за французский престол.

Читать полностью

«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли: плюсы и минусы

Этот фильм, снятый в далеком 1968 году, до сих пор считается эталонной экранизацией «самой печальной повести на свете».

Читать полностью

К чему приводит сокращение классики в школе?

В последние годы в российских школах наблюдается печальная тенденция к сокращению числа произведений старой доброй русской классики и к замещению их сочинениями современных писателей…

Читать полностью
Другие новости издательства
27.06.2022

Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания. Учёные, философы, представители творческой интеллигенции задались целью постичь смысл человеческого существования новыми способами, которые казались им более эффективными в смутное время 1920-х годов, чем приемы классического реализма 19 – начала 20 века. В это время возник новый тип романа – «интеллектуальный». Его основоположником является немецкий писатель Т. Манн (1924 год), а первым произведением в новом жанре стала его книга «Волшебная гора».

Для «интеллектуального романа» характерно слияние искусства и науки и стремление не столько художественно изобразить жизнь, сколько ее истолковать, объяснить, осмыслить. Для достижения этой цели авторы «интеллектуального романа» дробили действительность. На страницах книг они создавали несколько самостоятельных миров, помещали в одно художественное поле прошлое и настоящее.

Наибольшей популярностью «интеллектуальный роман» пользовался в Германии (Т. Манн, Г. Гессе, А. Дёблин); определенное развитие он получил в Австрии (Р. Музил, Г. Брох), Чехии (К. Чапек), России (М. Булгаков). Немецкие авторы стремились к философскому осмыслению действительности путем создания концепций космического масштаба. Для их произведений характерны фундаментальность, концептуальность и системность.

Время в таких книгах изображалось не линейно, а в разрыве. Писателям нового направления оно представлялось дискретным и разнообразным – не столько количественно, сколько качественно. Главной идеей стало противопоставление мятежного мира – гармонии и наоборот. Герой «интеллектуального романа» переставал быть индивидуальной, уникальной личностью, а становился представителем человеческого рода, который выражает характерные симптомы своей эпохи. Главные персонажи новых романов пытались познать не только время, историю, пространство, но и силой воли преодолеть их.

В центре повествования оказались борьба духа и плоти, разума и инстинкта, порядка и хаоса, болезни и здоровья. Особенно ярко эти темы отразились в романе Т. Манна «Волшебная гора». Писатели новой эпохи отныне занимались проблемой, как правильно жить в реалиях послевоенного времени, которое ознаменовалось глубочайшим кризисом во всех сферах жизни.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского