Блог издательства


Искусство изучения прошлого в книге Марка Блока «Апология истории»

Марк Блок – известный французский историк, основатель школы анналов. Заслуга этого ученого заключается в том, что он сделал человека главным объектом исследования в исторической науке. Чтобы изучить, а главное, – понять прошлое, нужно, в первую очередь, узнать, как мыслили и чем жили люди той или иной эпохи. Это поможет историку уяснить смысл и значение источника – как письменного, так и материального.

Читать полностью

На дыбе, или апология Петра Первого в романе А. Толстого

Роман Алексея Толстого «Петр Первый» считается эталоном исторического романа не только в советской, но и российской литературе. По охвату событий, эпичности и глубокой проработке персонажей с ним может поспорить, пожалуй, только эпопея Льва Толстого «Война и мир».

Читать полностью

Литературные мастер-классы: плюсы и минусы

В последние годы многочисленные литературные площадки организуют семинары, мини-курсы и мастер-классы по писательскому мастерству.

Читать полностью

Книга «Пиши, сокращай» – ориентир для копирайтера?

Книга «Пиши, сокращай» – пожалуй, самый популярный бестселлер по теме мастерства написания рекламных, продающих, коммерческих и информационных текстов. Ее авторы – Максим Ильяхов, создатель популярного сервиса «Главред», ректор Школы редакторов, и Людмила Сарычева, писательница и преподавательница Школы редакторов.

Читать полностью

Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью
Другие новости издательства
02.08.2020

Дружба-вражда князя Мышкина и Рогожина

Князь Мышкин и Рогожин – главные герои известного романа Ф.М. Достоевского «Идиот». С первых страниц книги автор подчеркивает разницу между ними: князь – хрупкий белокурый молодой человек с голубыми глазами, Рогожин – темноволосый мужчина с огненным взглядом и нахальной, почти дерзкой улыбкой.  

Однако они были ровесниками и впервые встретились в поезде – два обстоятельства, которые способствовали их знакомству, впоследствии переросшему в странную дружбу-вражду на почве любви и ревности к Настасье Филипповне – необычайно красивой, но глубоко несчастной женщине, которая мучительно страдала от осознания своего позора и поэтому не решалась выйти замуж за князя, но в то же время смертельно боялась брака с Рогожиным.

На этой почве между героями завязался клубок роковых противоречий, приведший к трагической развязке. Князь Мышкин любил Настасью Филипповну сострадательной любовью, но это чувство не удовлетворяло гордую женщину, желавшую равноправия в отношениях. А Рогожин испытывал к ней не любовь, а исступленную страсть, граничащую с безумием, что впоследствии толкнуло его на убийство героини.

Князь и Рогожин почти сразу угадали и поняли друг в друге эти чувства к Настасье Филипповне; возможно, именно поэтому они, будучи соперниками, нашли общий язык и даже стали почти друзьями. Мышкин глубоко сострадал болезненной любви Рогожина, а последний злился на доброту князя, но в то же время не мог без него обойтись. Не выдержав мучительной внутренней борьбы, Рогожин неудачно попытался убить князя, который впоследствии простил ему и этот преступный порыв.

Можно сказать, что князь и Рогожин нуждались друг в друге. Их отношения были настолько сложны и противоречивы, что даже не укладывались в знаменитую пушкинскую формулу «от делать нечего друзья». Многие читатели, глядя на их дружбу-противостояние, могли бы сказать, что князь олицетворяет вымученное добро, а Рогожин – болезненное зло. Каждый из них был по-своему болен – не только физически (Мышкин страдал от эпилепсии, а Рогожин не до конца оправился от воспаления мозга), но и психологически, нравственно. Князь взял на себя слишком много, когда пробовал спасти Настасью Филипповну, а Рогожин даже не пытался исправиться, хотя сознавал и признавал, что является потенциальным убийцей.

Возможно, именно по этой причине герои сумели сохранить некое подобие дружбы: оба понимали, что серьезно больны, и, по-видимому, подсознательно тянулись друг к другу даже в минуты смертельной опасности.    

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского