Блог издательства


Интервью с нашим автором

Сегодня мы задали вопросы писателю Ивану Леденцову, автору книги «Наши Души».

Читать полностью

«Не быть»!»: каких произведений не хватает в школьной программе по литературе?

В последние годы все чаще встает вопрос об обновлении школьной программы по литературе.

Читать полностью

«Графиня де Монсоро» (1971 г.) vs «Графиня де Монсоро» (1997 г.): какая лучше?

Роман «Графиня де Монсоро» А. Дюма-отца входит в книжную трилогию о борьбе Генриха Наваррского за французский престол.

Читать полностью

«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли: плюсы и минусы

Этот фильм, снятый в далеком 1968 году, до сих пор считается эталонной экранизацией «самой печальной повести на свете».

Читать полностью

К чему приводит сокращение классики в школе?

В последние годы в российских школах наблюдается печальная тенденция к сокращению числа произведений старой доброй русской классики и к замещению их сочинениями современных писателей…

Читать полностью
Другие новости издательства
26.06.2022

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний. Герои таких произведений переживают душевный кризис в связи с неспособностью противостоять негативному социуму, который превратился в бездушную машину, подавляющую в человеке свободную личность. Персонажи антиутопий не столько живут, сколько выживают в катастрофичном мире, где им нет места.

В русской литературе на рубеже 20-21 веков этот жанр оказался весьма актуален. Распад Советского Союза, безудержный наплыв западных ценностей, крах идеи строительства светлого коммунистического будущего породили пустоту в общественном сознании, которая быстро наполнилась депрессивными настроениями. Эти умонастроения ярко отразились в художественной прозе указанного времени.

В 1989 году вышел в печать рассказ Л. Петрушевской «Новые Робинзоны». Герои этого произведения оказались на природе, где вынуждены выживать, борясь за свое существование. Они – собирательный образ человечества, которое после движения к вершинам прогресса и цивилизации в буквальном смысле осталось у разбитого корыта. Действующие лица рассказа Петрушевской лишены психологических характеристик и душевных качеств – они медленно превращаются в биологических существ, устрашая читателя вырождением человеческой сущности.

В 1990 году вышел необычный для своего времени роман А. Кабакова «Невозвращенец». Формально сюжет произведения – фантастический, но в завуалированной форме автор описал тяжелые последствия распада Советского Союза и общественного кризиса.

В 2000 году Т. Толстая опубликовала роман «Кысь», в котором в гипертрофированном виде воссоздала реалии тоталитарного строя Советского Союза, смешанные с чертами восточных деспотических государств. Действие произведения происходит в абстрактном будущем, после Чернобыльской катастрофы. Герои истории живут в замкнутом городке, откуда не могут выбраться из страха перед неведомым хищником – кысью, которая, как утверждает официальная пропаганда, уничтожает всех, кто уходит в лес. Формально персонажи свободны, однако на самом деле они являются пленниками самих себя, так как слепо верят начальству, которое изо дня в день внушает им, что только под его властью жить хорошо и безопасно.

Особенностями русской антиутопии рубежа веков являются ее тесная связь с падением коммунистического режима и стремление авторов найти выход из тупиковой ситуации путем переосмысления советского прошлого и попыток спрогнозировать ближайшее будущее.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского