Блог издательства


Международная премия Александра Зиновьева: список номинантов

Международная премия имени Александра Зиновьева уникальна по своей сути и не имеет аналогов в современной России, поскольку затрагивает такой пласт российской словесности, как интеллектуальная литература, которая стирает грань между философией и искусством, облекает в художественную форму отвлеченную мысль литература, в которой преобладает осмысление жизни, а не описание ее.

Читать полностью

Кого на обложку: автора или героя?

Человека встречают по одёжке, а книгу – по обложке. В наше непростое время зачастую именно ее внешний вид влияет на выбор читателя-покупателя.

Читать полностью

Самые вкусные книги про кулинарию

Все – даже убежденные вегетарианцы – любят вкусно и сытно поесть. Кулинария – удел одаренных личностей, однако в арсенале любой хозяйки должны храниться рецепты хотя бы двух-трех блюд, с помощью которых она удерживает мужчину при себе. В таком щекотливом деле хорошая книга – лучший помощник в лабиринте ингредиентов и способов их приготовления.

Читать полностью

Книги звезд: за и против

Знаменитые актеры довольно часто пробуют перо и балуются литературой. Одно имя звезды обеспечивает высокие рейтинги и гарантирует продажи на книжном рынке.

Читать полностью

Путешествие самостоятельное или с путеводителем? (кратко о книгах-гидах)

21 век – это столетие глобализации. Современные люди много общаются, часто путешествуют, заводят новые знакомства. Неудивительно, что литература о странах, городах, увлекательных и интересных поездках завоевывает все большую популярность среди читателей.

Читать полностью
Другие новости издательства
20.09.2020

Эпигоны исторические и литературные: в чем проблема?

Понятие «эпигон» – слово древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает лицо, родившееся после кого-то, то есть, – потомка. В исторической науке им называют правителей, которые царствовали после Александра Македонского в 3-1 веках до н.э.. Они были преемниками его полководцев, которые после смерти царя разделили между собой его огромную державу.

Таким образом, эпигоны имели, если можно так выразиться, вдвойне вторичное значение. Это во многом определило презрительное, неуважительное отношение к ним, как личностям, которые значительно уступали знаменитому македонскому завоевателю как по харизме, так и по талантам. А между тем первое время их правления было периодом относительной стабильности (насколько она была возможна в то беспокойное время), когда, несмотря на дробление царств, сохранялись три главных центра, поддерживавших некоторое равновесие в Древнем Восточном мире. Поэтому пренебрежительное отношение к этой эпохе не оправдано: распад империи Александра Македонского был неизбежен даже без участия эпигонов. Эта держава была слишком громоздкой и разноплеменной, и она прекратила бы свое существование при любых правителях.

Понятие «эпигон» органично перешло из истории в литературу, означая неумелое подражание эталонным произведениям, отсутствие творческой оригинальности и самостоятельности. Оно прочно вошло в лексикон в 20 веке, когда возникла мода на пересмотр и критику русской классической литературы предыдущего столетия. Впрочем, уже во времена А.С. Пушкина среди поэтов и писателей остро встал вопрос о подражании западноевропейским авторам. Например, ни для кого не секрет, что Александр Сергеевич увлекался творчеством У. Шекспира и Дж. Байрона и часто использовал характерные для их творчества темы и идеи в своих романтических поэмах и драматических пьесах. Однако при этом вряд ли кто-нибудь назовет Пушкина эпигоном или подражателем его английских коллег по цеху.

Все вышесказанное не отменяет проблему так называемых литературных шаблонов и трафаретных идей, которые кочуют их книги в книгу у посредственных писателей. Проблема в другом: как органичное заимствование чужих творческих идей презрительно не обозвать эпигонством (не до конца понимая значение этого слова)? Впрочем, многие современные авторы стали слишком самостоятельны и смелы и (выражаясь фразой известной песни) «теряют корни». Возможно, молодым писателям следует задуматься над возвращением к истокам и не стесняться обвинения в «эпигонстве» таким мэтрам как Пушкин, Лермонтов, Тургенев и др.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского