Блог издательства


«Курс русской истории» В. О. Ключевского: плюсы и минусы

«Курс русской истории» – фундаментальное исследование В. О. Ключевского, которое оказало огромное влияние на развитие отечественной исторической науки конца 19 – начала 20 века.

Читать полностью

Проблемы российского общества в «Очерках по истории русской культуры»

«Очерки по истории русской культуры» – фундаментальное исследование П.Н. Милюкова, посвящённое культурной истории России с древних времен до 20 века.

Читать полностью

Манон Леско в литературе и опере

Роман «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево признан классикой французской литературы. Написанный в 18 веке, он не утратил своей актуальности и популярности и в последующие века.

Читать полностью

В. Шкловский о технике писательского ремесла

В. Б. Шкловский – известный советский писатель, критик, литературовед. Его перу принадлежит замечательная книжка «Техника писательского ремесла», опубликованная в 1927 году.

Читать полностью

Топ-5 книг к Великой Победе

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» – самое трогательное произведение о Великой Отечественной войне во многом благодаря тому, что ее главными персонажами являются девушки.

Читать полностью
Другие новости издательства
27.10.2019

Еще немного о сюжете

    В сюжете любой эпизод, мизансцена или прием служит своей строго определенной функции. Здесь все главные и неглавные герои создают некую уникальную иерархическую структуру, состоящую из противопоставлений и переплетений сюжета, соединенных по некой системе художественной оценки.

    Если произведение достаточно крупное, то в нем обычно развивается не одна, а несколько сюжетных линий. Они могут переплетаться, сливаться в одну, идти параллельно, как в романах русских классиков. У сюжета может быть несколько кульминационных моментов.

При этом насколько бы сложным ни было произведение, и сколько бы сюжетов оно ни вмещало, все это служит одной цели – выразить основную идею произведения, которая соединит все сюжетные линии в единое целое.

    В древние времена одни и те же сюжеты «кочевали» по произведениям разных авторов, и это не считалось чем-то зазорным. В качестве примера можно привести печальную судьбу некой Антигоны, описанную Еврипидом и Софоклом.

Сюжеты, ставшие традиционными в литературе одной страны, становились таковыми в другой. Они послужили в качестве основы многим эпическим произведениям и драмам. Подобные сюжеты стали называть бродячими. К такому типу можно отнести историю Дон Жуана.

    Нужно отметить, что эпическое произведение имеет предметно-изобразительный сюжет. Ведь описание персонажей  здесь складывается из многих элементов: действий, сентенций, внешних описаний и т.п. А временная последовательность событий является уникальным отображением общих жизненных черт так, как их осмыслил и оценил сам автор.

Развиваясь последовательно, сюжет произведения способствует раскрытию характеров персонажей и их проблематики, идейной и эмоциональной оценке событий. Его связь с содержанием имеет вполне определенный функциональный характер, ибо сюжетом относительно него выполняются разнообразные художественные функции.

    Во всех случаях единственная и неповторимая цепь событий и действий героев является результатом творческой типизации, которую определенные типы характеров демонстрируют в своих жизненных сценариях и отношениях.

Ей практически всегда сопутствует некое творческое преувеличение и развитие. При написании произведения сюжет более всего требует мучительного и кропотливого труда. Ведь именно благодаря ему раскрывается самая суть изображаемых характеров, происходит экстракция наиболее важных для автора сторон жизни.

    Почти никогда не происходит мгновенного возникновения сюжета. До того, как обрести свою завершенную и неизменную форму, ему приходится пройти через многочисленные правки, изменения и дополнения новыми мотивировками, сюжетными переплетениями и фактами из жизни героев.

При этом сюжет снова и снова превращается в один из возможных вариантов произведения в воображении автора. Об этом, например, говорится в черновиках «Бесов». Федор Михайлович занимался перебором различных вариантов отношений между героями. Так, было примерно восемь авторских способов поженить Ставрогина с Хромоножкой…

    Когда создается сюжет, большое значение приобретает экспрессия и эмоциональная передача при описании персонажей. Тем нужно наиболее качественно проявить свою сущность в различных перипетиях, придуманных писателем. При проживании персонажами этих ситуаций происходят различные действия, проявляются переживания, служащие более полному раскрытию и материализации характеров.

Так что можно сказать, что сюжет является порождением творческой фантазии литератора. Тот подобным способом хочет выразить главное идейное содержание произведения, которое функционально привязано к сюжету. Отношения героев, частные мотивации, любовные переживания и биографические истории представляют собой тот динамический ряд, что и является сюжетом произведения.

    Нередко автор, занимаясь развитием сюжетной линии, стремится изобразить именно те характерные особенности своего героя, которые он считает более важными, дающими максимальное раскрытие основной идее произведения и проявляющимися только при некой определенной последовательности событий. Развивая сюжет, писатель не должен стремиться объять необъятное, пытаясь описать все звенья сюжетной «цепи».

Ему нужно сконцентрироваться на «узловых» моментах, подробно изображая одни и пренебрегая другими. Так автор сможет построить сюжет, используя различные способы. Именно это умение выбирать нужные события и отношения, одни из которых встанут в самый центр повествования, а другие пойдут на его «периферию», и является наиболее существенным при создании сюжета.

    При этом писатель может по-разному выразить свою оценку происходящему в произведении. Это можно сделать с помощью авторских сентенций, прямого вмешательства, персонажей — авторских «рупоров», которые станут своего рода судьями происходящего в книге.

Однако, во всех случаях вся сюжетная линия со своей причинно-временной обусловленностью и ходом событий строится исключительно на принципе выражения наибольшей экспрессии для более качественного идейного оценивания характеров персонажей.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского