Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
24.06.2022

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму. Представители этого течения сочиняли многотомные произведения, в которых с новых позиций пытались осмыслить реалии переломной эпохи. Истоки «романа-реки» восходят к творчеству О. де Бальзака и его знаменитой «Человеческой комедии». Огромное влияние на новое направление оказали произведения Стендаля (роман «Красное и черное»), Г. де Мопассана (роман «Милый друг»), Г. Флобера (роман «Госпожа Бовари»).

Эти авторы отошли от романтических сюжетов, динамичных интриг и отказались от изображения харизматичных, колоритных, положительных героев. Вместо этого они сконцентрировали свое внимание на изучении человеческих страстей и пороков и недостатков общества, которые подавляют в людях нравственность. На первый план вышли обыденные персонажи, серые личности, которые ничем не выделяются из толпы. Авторы «романа-реки» обращали пристальное внимание на людские недостатки и даже преувеличивали их для усиления эффекта.  

Конец 19 – начало 20 века ознаменовались бурными переменами в общественном сознании. Развитие науки и техники привело к возникновению новой философской системы – позитивизма, который делал акцент на практику и дотошное изучение явлений объективной действительности. Под его влиянием авторы «романа-реки» задались целью препарировать человеческие темпераменты, так что их многотомные произведения походили на медицинские этюды с художественным уклоном. Самые известные писатели нового направления – Э. Золя (роман «Ругон-Маккары»), А. Франс (роман «Современная история»), Р. Роллан (роман «Жан-Кристоф»).

 Эти произведения отличают эпичность, стремление авторов охватить все возможные сферы природы и общества, желание проникнуть в «мощный жизненный поток». В этом отношении «роман-река» перекликается с импрессионизмом в живописи и веризмом в музыке. Для творчества Э. Золя характерен повышенный интерес к современности, обостренное переживание настоящего момента. Тон «романа-реки» чаще всего депрессивный, для него характерно ощущение конца эпохи и деградации как общества вообще, так и человека – в частности. Эти упаднические настроения привели к тому, что многие герои «романа-реки» превратились в антигероев, моральный облик которых не только оставляет желать лучшего, но и вызывает отвращение.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского