Блог издательства


Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью

Софокл – трагический поэт эпохи расцвета Афин

Софокл (5 век до нашей эры) – самый известный древнегреческий поэт периода расцвета афинской демократии в так называемый «век Перикла»

Читать полностью

Особенности современной поэзии

Современная поэзия – это лирика конца 1990-х годов и нашего времени. Ее главная отличительная черта – неоднородность, многогранность, противоречивость и многоголосие, как и в прозе последних лет.

Читать полностью

«И друзей созову, на любовь свое сердце настрою»: памяти Б. Окуджавы

Прошла четверть века со дня смерти Булата Шалвовича Окуджавы. Булат Окуджава – один из самых известных советских и российских бардов.

Читать полностью
Другие новости издательства
14.10.2021

«Гражданин рощ»: любовная поэзия Франческо Петрарки

Франческо Петрарка – известный итальянский поэт эпохи проторенессанса. Он жил в 14 веке, когда идеи гуманизма уже начинали волновать умы новой интеллигенции. Петрарка открыл своим современникам мир тонких лирических чувств личности, чего не знала средневековая литература.

В первую очередь, поэт известен как певец любви. Его лучшее произведение, прославившее его на весь мир, – «Книга песней», в которой он в сонетной форме передал всю гамму эмоций по отношению к прекрасной даме – Лауре.

Образ этой женщины представлен в стихах в статичной форме; динамика в отношениях влюбленных отсутствует. Зато в «Книге» в полной мере выражены переживания лирического героя по отношению к жизни и трагической смерти Лауры. Любовь поэта к даме его сердца – чистая, возвышенная, платоническая; в ней нет даже намека на чувственность. Это придаёт особое, наивное очарование сонетам Петрарки, которые могут показаться почти детскими искушенному читателю.

Однако для своего времени это был прорыв в мировосприятии вообще и художественной литературе, – в частности. Чувства, эмоции, переживания долгое время оставались вне поля зрения интеллектуалов раннего и высокого средневековья из-за доминирующей роли в обществе католической церкви, которая учила презирать все земное и стремиться к небесному.

Впрочем, Петрарка во многом оставался сыном своего времени. Его поэзия проникнута как индивидуализмом, так и религиозным духом. В своих любовных излияниях он как бы пытается оторваться от земли; любовь в его представлении стремится к «пределу горних стран». Петрарка постоянно обращается к небу, пытаясь найти в нем утешение и ответы на мучившие его вопросы о смысле жизни. В его изображении прекрасная дама – не просто женщина, она – олицетворение идеальных качеств, которые он ищет в человеке.

Большое значение в поэзии Петрарки играют пейзажные зарисовки. Сам поэт называл себя «гражданином рощ», утверждая, что городская среда мешает его творческим порывам, в то время как природа пробуждает в нем свободу мысли и мечтаний. Такое умонастроение придавало его сонетам простое, ясное звучание, которое легко ложилось на музыку. Язык Петрарки – строен и глубок одновременно, он был понятен даже простому читателю, не искушенному в тонкостях филологии и поэзии. Поэтому неудивительно, что его лирика пережила свое время и дала мощный толчок развитию художественной литературы эпохи Возрождения в 15-16 веках.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского