Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
20.06.2022

«И друзей созову, на любовь свое сердце настрою»: памяти Б. Окуджавы

Прошла четверть века со дня смерти Булата Шалвовича Окуджавы. Булат Окуджава – один из самых известных советских и российских бардов. Его популярность сравнима с народной любовью, которую заслужили еще при жизни В. Высоцкий, Ю. Визбор и А. Галич. Его перу принадлежит 800 стихотворений, из них 200 были положены на музыку и стали песнями, которые он сам исполнял под гитару. Окуджава стал известен в 1960-х годах, когда начался расцвет творчества бардов. Его песни прозвучали в 80 фильмах, некоторые из которых стали классикой советского кинематографа: «Белое солнце пустыни», «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья» и др. Плодотворным было сотрудничество Окуджавы с композитором И. Шварцем. Благодаря их тандему появились такие популярные песни, как «Госпожа Удача», «Песня кавалергарда» и другие.

Песни Окуджавы отличают тонкий лиризм и глубокий философский подтекст. Их главной особенностью является камерность: они словно рассчитаны на небольшой круг слушателей, хотя на деле исполнялись для большой аудитории. Слог поэта – простой и в то же время немного витиеватый, что придает его лирике особенную прелесть. Булат Шалвович писал красивым, литературным, образным языком. В его речи нет жаргонизмов (как, например, в ранних блатных песнях Высоцкого), грубой разговорной лексики, приземленных шуток. Однако рафинированный, изящный язык поэта не помешал ему собрать толпу поклонников, которые до сих пор с удовольствием переслушивают его записи.

Особое место в его творчестве занимает военная тематика. Песня из кинофильма «Белорусский вокзал» стала всесоюзным хитом и в наши дни регулярно исполняется на различных концертах. Стихотворения Окуджавы похожи на романсы, поэтому неудивительно, что он некоторое время использовал семиструнную гитару с мажорным цыганским строем.

Авторские песни Булата Шалвовича получили всесоюзную популярность благодаря магнитофонным записям, которые были широко распространены в 1970-х годах. Показателен тот факт, что его стихотворения пользовались наибольшей популярностью, в основном, среди интеллигенции; в то время как песни Высоцкого были явно рассчитаны на широкую народную аудиторию.

Окуджава писал не только стихи, но и повести, а также переводил иностранные произведения. Тем не менее, он вошел в историю отечественной поэзии, в первую очередь, как выдающийся поэт и прекрасный исполнитель.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского