Блог издательства


«Арабская ночь, волшебный Восток»: пикантное очарование восточных сказок

Большинству читателей восточный сказочный фольклор знаком по знаменитому сборнику новелл «Тысяча и одна ночь». Его корни уходят в раннее средневековье (8 век), а окончательное оформление относится к 16-17 векам.

Читать полностью

Иностранцы в русской классической литературе

Большая русская классическая проза 19 века развивалась под сильным влиянием английской, немецкой, французской литературы. Поэтому неудивительно, что в произведениях писателей указанного столетия нередко встречаются герои иностранного происхождения, которые играли не только второстепенную, но и ключевую роль в сюжете.

Читать полностью

«Я протестую… что изменит он одну хотя бы запятую»: проблемы редакторской работы

Редактор – это литературный работник, отвечающий за стилистическую, грамматическую, техническую обработку текста. В наше время в связи с бурным развитием информационных технологий эта профессия быстро набирает популярность.

Читать полностью

Жанр «слова» в древнерусской литературе

Слово – особый жанр древнерусской литературы, возникший почти сразу после Крещения Руси в 988 году. Его особенности определяются новой религией – православием – в которой «слово» имеет особое, духовно-нравственное и догматическое значение.

Читать полностью

В книжной серии «Библиотека классической и современной прозы» вышла книга писателя Сергея Панова «Милый Чоп»

«Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков» представляет новую книгу Сергея Панова «Милый Чоп»!

Читать полностью
Другие новости издательства
17.11.2020

«И в наши дни пленяет он поэта: лирическое очарование сонета

Сонет – это небольшое стихотворение, состоящее из 14 строк. Обычно он включает в себя либо 2 четверостишия (катрена) и 2 трёхстишия (терцета); либо 3 четверостишия и 1 двустишие. Несмотря на эти жесткие рамки построения стиха, сонет пользуется неизменной популярностью как среди читателей, так и самих поэтов.

Сонетные стихотворения появились в Италии в период классического средневековья – в 13 веке. Язык этой страны удивительно певуч и мелодичен (недаром именно итальянская опера считается классической в мировом музыкальном репертуаре), и его рифма идеально укладывается в строгие рамки сонета. Его лирическая линия развивается по определенной схеме: тезис-антитезис-синтез-развязка. На первый взгляд может показаться, что трудно уложить поэтическую мысль в эти рамки, похожие на прокрустово ложе. Однако история доказала обратное: оказалось, что этот жесткий шаблон не только не стеснял поэтов, но, напротив, стал их путеводной нитью в мире любовных и сентиментальных грез.

Лирическое очарование сонета заключается в том, что его строгая форма переполнена гаммой самых разнообразных чувств: безграничной любви, философских размышлений, томной грусти, тонкой меланхолии, задорного юмора. Автор вольного стихотворения, почти не ограниченный правилами, свободен: он многое себе позволяет (в хорошем смысле), и поэтому читатель под конец может испытать чувство пресыщения от эстетического удовольствия.

В сонете же чувствуется некоторая недосказанность: уложенный в строгие рамки рифмы и слогов, он оставляет после себя ощущение легкой загадки, которая возбуждает воображение тонкого ценителя поэтического слова. А еще сонет поражает читателя неожиданной «развязкой» — внезапным заключением автора, которое на контрасте либо повергает его в тоску, либо внушает светлый оптимизм.

Например, Ф. Петрарка, описывая свое грустное одиночество на лоне природы вдали от людей, вдруг в заключительном трехстишии заявляет: «…Пришла ко мне любовь… мы спор ведем, я с ней, она – со мною!». Читатель, который уже проникся лирической печалью поэта, мгновенно бодрится и снова чувствует жизнь.

Но еще больше удивляет У. Шекспир, который последовательно отказывая своей любимой в эталонной красоте, неожиданно заключает, что она не уступает записным прекрасным дамам.

Прелесть сонета именно в его стесненных размерах. Чувство, сдержанное рамками, всегда более оригинально и интересно, чем его свободное, ничем не ограниченное проявление.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского