Блог издательства


Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью

Должен ли писатель в ногу с временем шагать?

Считается, что писатель – современная профессия, которая работает на злобу дня. Обычно авторы художественной прозы откликаются на запросы современности – даже в тех случаях, когда пишут исторические романы, пытаясь в прошлом найти ответы на проблемы своего времени.

Читать полностью

«Золушка» братьев Гримм vs «Золушка» Шарля Перро: какая лучше?

«Золушка» – одна из самых популярных детских сказок во всем мире. История волшебного превращения бедной, но очень доброй девушки в принцессу, до сих пор будоражит воображение как простых читателей, так и режиссеров, которые не устают снимать по ее мотивам фильмы и мультфильмы и ставить спектакли.

Читать полностью

В РАМКАХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ, ПОЭТОВ И ПРОЗАИКОВ ВЫШЛИ КНИГИ НАШИХ АВТОРОВ

Предлагаем вашему вниманию книжные новинки наших авторов:

Читать полностью

Куда катится Европа? (по книге О. Шпенглера «Закат Европы»)

Книга немецкого историософа и публициста О. Шпенглера «Закат Европы» увидела свет в 1918 году и произвела фурор в научной среде. В ней автор выдвинул необычную концепцию локальных культур, которые живут по принципу человеческого организма – рождаются, развиваются и умирают.

Читать полностью
Другие новости издательства
20.04.2020

История и вымысел в романах Александра Дюма-отца

Существует мнение, что никто так не популяризировал и не искажал историю, как известный французский писатель-романист Александр Дюма-отец. В его книгах фантазия настолько тесно переплетена с реальностью, что восхищенный читатель легко верит в коварство Екатерины Медичи, хитрость кардинала Ришелье и в брата-близнеца Людовика XIV под железной маской.

А между тем историки-ученые давно доказали обратное: оказывается, Екатерина Медичи не провоцировала и не организовывала Варфоломеевскую ночь (резню гугенотов католиками в 1572 году), как это описал Дюма в своем известном романе «Королева Марго»; кардинал не занимался придворными интригами, но, напротив, много сделал как для политического, так и экономического развития Франции, а существование «железной маски» в буквальном смысле ставится под сомнение.

А между тем историки-ученые давно доказали обратное: оказывается, Екатерина Медичи не провоцировала и не организовывала Варфоломеевскую ночь (резню гугенотов католиками в 1572 году), как это описал Дюма в своем известном романе «Королева Марго»; кардинал не занимался придворными интригами, но, напротив, много сделал как для политического, так и экономического развития Франции, а существование «железной маски» в буквальном смысле ставится под сомнение.

Впрочем, надо отдать справедливость талантливому романисту: сам он не претендовал на историческую достоверность и периодически заботливо информировал читателей о мемуарах, с которых «списывал» своих персонажей. Его можно обвинить лишь в том, что последние получились настолько живыми, убедительными, а главное, – интересными, что читатель просто не задумывается о реалиях прошлого, которые вынуждали их действовать не так, как это описано в бестселлерах писателя.

Например, Екатерина Медичи всеми силами старалась примирить католиков с гугенотами, а знаменитый граф де Бюсси из романа «Графиня де Монсоро» вовсе не был столь благороден и честен, как в увлекательной истории Дюма. Но читатели, даже узнав правду (а таких немного), все равно продолжают любить и критиковать этих людей именно благодаря интерпретации прославленного писателя.

Однако даже самый придирчивый критик не может отказать автору в тонком и правдивом изображении той или иной исторической эпохи. Нравы, обычаи, манеры, диалоги действующих лиц – все это полностью погружает читателя в средние века или ранее новое время. Сам писатель, описывая какой-нибудь необычный курьез (как, например, отсутствие наличных денег у королевы Анны Австрийской), тут же отсылает своих поклонников к мемуарам или дневниковым записям современников описываемых событий.

Хотя главными героями произведений Дюма являются лица высших слоев общества, многие из которых имеют реальных прототипов, тем не менее, представители простого народа часто играют ключевую роль в сюжете, что лишний раз убеждает читателя в «правдивости» выдуманных им историй.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского