Блог издательства


В рамках Общенациональной ассоциации молодых музыкантов, поэтов и прозаиков вышел сборник стихов Ирины Шейбак под сильным и актуальным названием «Спасите наш язык!»

Ирина Владимировна Шейбак (Богаткина) родилась в Молдавии в 1967 году. Она рано начала пробовать перо и публиковалась уже в школьном возрасте в газетах, а ее рассказ о животных победил на конкурсе и вышел в эфир.

Читать полностью

Эпигоны исторические и литературные: в чем проблема?

Понятие «эпигон» – слово древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает лицо, родившееся после кого-то, то есть, – потомка.

Читать полностью

«Я мзды не беру»: лексический и нравственный смысл высказывания

Все знают и хорошо помнят крылатую фразу таможенника Верещагина из известного советского фильма «Белое солнце пустыни»: «Я мзды не беру, мне за державу обидно».

Читать полностью

В рамках Общенациональной ассоциации молодых музыкантов, поэтов и прозаиков вышла книга Константина Мельника «Стихи, песни, рок-опера “Дух нетленный”»

Константин Константинович Мельник – не очень известный, но многообещающий и уже обращающий на себя внимание автор песен и стихов.

Читать полностью

«Пожалуйста»: история и смысл слова

В Древней и Средневековой Руси любили странников – богомольцев, путешествующих по святым местам, работников, купцов, солдат, которых наши предки охотно принимали у себя в гостях.

Читать полностью
Другие новости издательства
16.09.2020

Как челобитную царю подавать? – происхождение и значение понятия

Все помнят крылатую фразу из известного советского фильма: «Ты как челобитную царю подаешь?». Шпак действительно подал список украденных вещей не по правилам: по обычаям Древней Руси ему полагалось сперва сделать земной поклон царю, другими словами, – ударить челом с просьбой принять бумагу.

Традиция земных поклонов была широко распространена среди наших предков, которые были очень набожны. Земные поклоны в церквях и дома во время молитв являлись неотъемлемой частью их жизни. Провиденциальное мировоззрение определяло и религиозный образ царя в народном мировоззрении. Например, государя было принято называть, как и священников, – батюшкой. Ему же полагалось делать земные поклоны, что, кстати, показано в упомянутом фильме: бояре низко кланялись царю, касаясь руками пола. В сочинении подьячего Посольского приказа Г. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» есть несколько упоминаний о том, как бояре кланялись царю в ноги. Отсюда возникло выражение «бить челом», то есть низко кланяться, касаясь лбом земли.

Впрочем, этот обычай действовал во всех сферах древнерусской жизни. Точно так же полагались поклоны родителям, помещикам, дворянам, гостям и т.д. Эта традиция настолько прочно вошла в сознание нашего общества, что органично вписалась в бюрократическое делопроизводство. Первые челобитные появились в Московском государстве в конце 16 века и сразу получили широкое распространение. Для грамотного составления прошений люди прибегали к услугам дьячков, которые разбирались в бумажной документации.

Челобитные были как индивидуальные, так и коллективные. Подавались они по самым разным поводам и случаям: это могли быть жалобы на несправедливость, просьбы, так называемые мировые, которые подтверждали соглашение спорящих сторон, письменные поручительства и даже доносы по политическим делам.

Челобитные составлялись по особому формуляру: вначале шло почтительное обращение к царю государю, затем следовали краткие сведения о просителе и лишь потом – суть прошения. Бумага подавалась в челобитный приказ, где дьяк ставил на ее оборотной стороне подпись и дату. Так зарождалось бюрократическое делопроизводство в Средневековой Руси. Как форма, так и содержание челобитных отражали суть названия этого документа. Просители называли себя рабами, сиротами, богомольцами, подчеркивая свое приниженное положение. Они использовали такие глаголы, как «пожалей», «помилуй» – слова, которые соответствовали обычаю подачи челобитных с земными поклонами.  

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского