Блог издательства


«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли: плюсы и минусы

Этот фильм, снятый в далеком 1968 году, до сих пор считается эталонной экранизацией «самой печальной повести на свете».

Читать полностью

К чему приводит сокращение классики в школе?

В последние годы в российских школах наблюдается печальная тенденция к сокращению числа произведений старой доброй русской классики и к замещению их сочинениями современных писателей…

Читать полностью

Причины падения популярности бардовской песни

Бардовская песня – феномен советской культуры, который оказал огромное влияние на духовное развитие общества 1960-1980-х годов.

Читать полностью

Повести об ордынском иге на Руси

В 13 веке Русь подверглась нападению монголо-татарских войск, в результате чего до 15 столетия русские княжества оказались под властью Орды.

Читать полностью

Максим Юлин: «Родиной землю другую я б не назвал никогда»

Представляем интервью с нашим автором Максимом Юлиным.

Читать полностью
Другие новости издательства
14.08.2020

Как раскрыть героя через его окружение

Каждый герой любого литературного произведения (за редким исключением) немыслим без окружения. Читатель не может представить Шерлока Холмса без доктора Ватсона, Эркюля Пуаро без капитана Гастингса, Раскольникова без Разумихина, князя Мышкина без Рогожина. Напарник главного персонажа раскрывает его основное, оригинальное качество: простодушный доктор Ватсон одним своим существованием подчеркивает гениальность Холмса, наивный капитан Гастингс оттеняет выдающийся, тонкий ум Пуаро; на контрасте с пылким и честным Разумихиным преступные планы Раскольникова выглядят особенно зловещими и отталкивающими, болезненная ревность Рогожина как бы усиливает бескорыстную, самоотверженную любовь князя Мышкина.

Самый лучший способ заинтересовать читателя – это сыграть на контрасте героев. Например, именно так поступил А. Дюма-отец в своем знаменитом романе «Три мушкетера». Приятели так не похожи один на другого, что это создает почву не только для комедийных ситуаций, но и драматичной интриги. Герой проходит проверку на прочность через свое окружение. Несмотря на политические разногласия, мушкетеры сохранили дружбу; Джен Эйр осталась верной мистеру Рочестеру после разлуки, а князь Мышкин не оставил Рогожина даже после его ужасного преступления.

Особое значение для раскрытия главного героя имеют его идейные противники, двойники-антиподы. Они как бы вскрывают его внутреннюю, подсознательную сущность, о которой он сам не подозревает. Таковы, например, Лужин и Свидригайлов – идеологические антагонисты Раскольникова. Оба в изощренном виде пропагандируют его гордый эгоизм и теорию личной выгоды. Писатель нарочно по очереди сталкивает с ними молодого человека, как бы для того, чтобы проучить своего героя.

Персонажи раскрываются не только через друзей и противников, но и свои вторые половинки. Часто не дружба, а именно любовь определяет нравственный облик героя. Например, под влиянием Джен Эйр мистер Рочестер изменился в лучшую сторону, по сути став другим человеком; сострадательная жертвенность Сони побудила Раскольникова к раскаянию. Опытные писатели не зря проводят своих персонажей через испытание любовью, которая, кстати, проверяет и дружбу на верность. Таким образом, окружение героя – это как бы его собирательное второе «я». Поэтому автор уделяет его друзьям, противникам, возлюбленным не меньше внимания, чем ему самому.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского