Блог издательства


Проблема отцов и детей в романе Д. Митчелла «Лужок черного лебедя»

«Лужок чёрного лебедя» (другое название – «Под знаком чёрного лебедя») – роман взросления современного популярного британского писателя Дэвида Митчелла. Эта книга вышла в 2006 году и сразу стала бестселлером. Литературные критики и читатели ставят ее в один ряд с произведениями Р. Брэдбери («Вино из одуванчиков») и Д. Сэлинджера («Над пропастью во ржи»).

Читать полностью

Плоть vs дух в романе М. Митчелл «Унесенные ветром»

Роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» – культовое произведение американской литературы 20 века. История Юга во время и после гражданской войны, показанная через судьбу главной героини Скарлетт, ее семьи и знакомых, получилась настолько правдоподобной и пронзительной, что не теряет актуальности и в наши дни.

Читать полностью

Харри Холе – двойник доктора Хауса?

Харри Холе – главный герой серии детективов известного норвежского писателя Ю. Несбё. Для современных читателей он не менее популярен, чем Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро и комиссар Мегрэ. Холе – профессиональный сыщик, который благодаря нестандартному мышлению и тонкой интуиции распутывает сложные преступления.

Читать полностью

В чем проблема романа «Ночной администратор»?

«Ночной администратор» – бестселлер известного британского писателя, мастера шпионских романов с лихо закрученной детективной интригой Джона ле Карре. Зная особенности работы разведки изнутри (автор несколько лет трудился в разведовательной службе), Карре достоверно воссоздавал атмосферу подковерной борьбы между департаментами и штабами, выводил узнаваемых и потому – достоверных персонажей.

Читать полностью

В чем проблемы жанра фэнтези?

Фэнтези – один из самых популярных жанров современной художественной литературы, который уходит корнями в средневековый рыцарский эпос с волшебными приключениями, магическими артефактами, фантастическими существами. В 20 веке фэнтези прочно заняло свое место в западноевропейской прозе благодаря бестселлерам Д. Толкина, К. Льюиса, Д. Роулинг.

Читать полностью
Другие новости издательства
21.09.2019

Киберпанк

    Киберпанк является ответвлением научной фантастики, описывающим мир недалекого будущего, где быстрый прогресс в области ИТ находится по соседству с сильным социальным расслоением, бедностью и беззаконием городских трущоб. Сюжетная линия киберпанка нередко строится на конфликте между хакерами, ИИ и глобальными корпорациями.

    Реальность киберпанка — это, как правило, антиутопия, описывающая постиндустриальный социум, который находится на пороге больших социокультурных перемен.

В нем какая-либо прогрессивная технология используется таким способом, который не был предусмотрен ее создателями. Многими критиками отмечается определенное сходство киберпанковой атмосферы с жанром нуар.

    Само слово киберпанк придумал писатель Брюс Бетке, опубликовавший рассказ с одноименным названием. Собственно, к этому жанру он не имел прямого отношения, однако там был некий хакер, ходивший с прической панка…

    В качестве жанра научной фантастики киберпанк популяризовал У.Гибсон. Его произведение «Нейромант» сделало самым известным киберпанковым автором 80-х. Позже появилось немало других одаренных писателей, работающих в этом стиле.

В связи с тем, что массовая аудитория проявляет ныне большой интерес к альтернативно-исторической фантастике, стали пользоваться спросом книги, написанные в жанре стимпанк. Кроме того, появились такие ответвления киберпанка, как нанопанк и кибертрэш.

    Считается, что жанр киберпанка возник в противовес фантастическим утопиям. На его возникновение значительно повлияли информационные технологии, получившие взрывной рост в конце ХХ-го века.

Они не находили достаточного отражения в обычной фантастической литературе, характерной для того времени, а киберпанк со своей стороны был достаточно конкретен в описании технологических процессов и имел прицел на самое недалекое будущее. От читателя же требовалась хорошая осведомленность в сетевых и компьютерных технологиях.

    Обычное киберпанковское произведение ориентируется на целевую аудиторию, у которой есть протестные настроения, направленные против существующего порядка. Главный героем в произведении зачастую является киберпреступник, талантливый маргинал без формального образования.

Он выступает против могущественных и злобных мегакорпораций, заменивших государственную власть. На борьбу с ним выходит почти столь же талантливый отрицательный персонаж, имеющий сильную привязку на деньги, либо иные корпоративные бонусы.

    Необходимыми «кирпичиками»для создания киберпанковского мира являются: хакеры, ИИ, киберпространство, виртуальность, андроиды, киборги, полуразрушенные города с трущобами, глобальные корпорации, бандиты, киберпреступность, нанотехнологии, импланты, генная модификация, квантовая физика, наркотичнские и лекарственные средства. Этот список можно дополнять…

    Кое-где в подобных произведениях действие происходит непосредственно в виртуальной реальности. В них описывается как человеческий мозг напрямую подключается к компьютеру. В таком романе мир изображается темным и зловещим местом, где люди подключены непосредственно к глобальной сети.

Киберпанковые произведения описывают борьбу изгоев против тоталитарной системы, что не является чем-то из ряда вон выходящим и в традиционной литературе.

Чаще всего это несколько аморальные, лишенные прав и отнюдь не героические люди. Они могут быть использованы «хитрым» ИИ или другими людьми, иногда втемную. Оказываясь в непонятных и отчаянных ситуациях, эти второсортные антигерои получают шанс спасти мир.

    Нередко авторы киберпанковских произведений используют их в качестве метафоры современных социальных тревог, которые вызывают коррупция, крахи мегакорпораций, слишком быстрый прогресс следящих систем и всеобщая отчужденность.

В этом случае произведение в этом жанре направлено на то, чтобы «расшевелить» читателя, призвав его к более активным действиям. В некоторых случаях это контркультурный протест писателя против существующей системы.

    С другой стороны киберпанк можно рассматривать в качестве эволюционного описания сети Интернет. Виртуальная реальность может именоваться по-разному, например, Сетью, Матрицей или киберпространством. Суть от этого не меняется. При этом можно отметить, что различные описания Интернета появились задолго до его физического появления.

    Нередко в этом жанре затрагиваются юридические аспекты существования ИИ, который рассматривается в качестве загруженного в виртуальную среду разума, способного к мышлению и самоанализу. Это снова поднимает вопрос, должен ли иметь такой разум права, как у человека?

    После развала СССР возник так называемый «русский киберпанк». К самым первым произведениям, написанным в этом стиле, можно причислить «Каменный век» А.Тюрина и его же повесть «Сеть», написанную в соавторстве с А.Щеголевым. Также оставили след и произведения авторов под псевдонимом «Сэконд Хэнд», под которым скрывались Д. и П.Криворучко.

Фактически, не являясь киберпанками, эти авторы сумели привлечь внимание читателей к самому жанру. Среди современных российских авторов сложно найти представителей «чистого» киберпанка, однако немалое число писателей-фантастов, как минимум, «отметилось» своими произведениями, написанными в этом жанре.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского