Блог издательства


Почему отечественные классики постоянно поучают своих читателей?

Отличительной особенностью русской классической литературы 19 века является ее поучительный характер.

Читать полностью

Идеальная экранизация «Джен Эйр» – миф или реальность?

«Джен Эйр» – роман английской писательницы Шарлотты Бронте, который по праву входит в золотой фонд классики мировой литературы.

Читать полностью

В. Н. Татищев – «отец русской истории»

Василий Никитич Татищев – известный государственный деятель и ученый 18 века. В этот период историческая наука развивалась параллельно с административно-хозяйственной и экономической деятельностью…

Читать полностью

Литературные архетипы в «Одиссее писателя» К. Левин

Кендра Левин – работница издательства, лайф-коуч, автор очень неплохой книги по писательскому мастерству «Одиссея писателя».

Читать полностью

Патриотическое и нравственное значение Киево-Печерского патерика

Киево-Печерский патерик – сборник духовных писем, житий, сказаний, устных преданий и летописей Киево-Печерского монастыря – религиозного и нравственного центра Древней Руси.

Читать полностью
Другие новости издательства
11.10.2019

Композиция в литературе

    Переводе с латинского композиция означает складывание, построение чего-либо. Общепринятым определением композиции в литературе является построение произведения. Авторы всегда искали новый путь постройки текста в процессе его написания.

Литературоведы со своей стороны всегда старались найти некие универсальные законы классифицирования композиции, сочетаемости и взаимного расположения элементов литературного труда. Однако, законы практически не выявлялись.

    Из-за этого композиция стала казаться чем-то спонтанным, неуловимым, тем, что присуще только определенному автору. Многим исследователям в этой области приходилось обращаться к другим видам искусства, например, к музыке или живописи. Ведь их можно трактовать довольно широко.

К композиции причисляют не только взаимное расположение поступков, действий и событий, но и реплики, фразы и иные художественные элементы. При этом начинают проявляться отдельные композиции: образа, сюжета, средств выражения, процесса повествования и т.п.

    Многогранность произведений Ф.М.Достоевского была поразительна для его времени. Однако, форма изложения не всегда была понятна и считалась весьма сумбурной. Критики обвиняли автора в том, что ему не удается как следует расположить сюжетный материал, справиться с ним. Писатель соглашался с этим, отмечая, в частности, что у него множество повестей и романов складываются в одно произведение, из-за чего страдает общая гармония текста.

  А Чехов, например, советовал строить роман, подобно дворцу, учитывая закон симметрии и равновесия масс. Так, чтобы читателю было там свободно, привычно и нескучно. И при этом, чтобы он мог на какое-то время оставить и героя, и самого писателя. По мнению Антона Павловича, для этого хорошо подходит новая завязка или лицо, пейзаж или что-то смешное…

    Применение элементов композиции, как и их роль, у каждого писателя весьма своеобразны. Однако, для композиционной завершенности текста очень важным является акцент на нюансах в общем строе повествования. Например, автор использует диалог или статическое описание, и каждое из них может и пройти мимо читателя, не вызвав эмоционального отклика, и потрясти его до глубины души. Так завершающая сцена или монолог может стать ключевым моментом в произведении.

    Композиционным акцентом является самый яркий или напряженный момент в сюжете. В произведении акцентный момент наряду с другими подготавливает кульминацию конфликта. При этом он должен иметь примерно такое же соотношение с предыдущими и последующими, как и у элементов повествования: описаний, диалогов и т.п. Правильная расстановка таких моментов представляет собой главную задачу повествовательной композиции. Именно благодаря этому, она обретает гармонию.

  1.     В современной литературе очень много  вариантов композиционных решений, Так что иногда возникают весьма удивительные явления. Так, У.Фолкнер, работая над своими «Дикими пальмами» обнаружил, что нужная ему композиция повлияла даже на хитросплетение линий сюжета, заставив вводить новые персонажи. Взаимоотношения элементов повествования, одним из которых придается большое значение, в то время как другие приглушены, сильный акцент или проходное значение — вот основа правильной повествовательной композиции. Она обладает и своей пропорциональностью, и равновесием, и системой акцентирования.

    Создавая композицию в эпическом произведении, нужно помнить, что главное — это движение к кульминации каждого эпизода и каждой сцены и создание необходимого эффекта при комбинировании элементов повествования, таких как: действие и пейзаж, диалог и сцена со множеством персонажей, статика и монолог. По этой причине повествовательная композиция определяется как сочетание различных по времени повествовательных форм с разной силой акцентности, создающих последовательную иерархию.

    При объяснении сюжетной композиции надо исходить из того, что у сюжета она имеется изначально. Иначе говоря, сюжет имеет свою композицию еще до оформления его в готовый текст, так как имеет особую последовательность эпизодов, выбранных автором произведения. Они составляют некую событийную цепь из жизни героев, набор событий, происходящих в определенном пространстве и времени. Композицию подобных эпизодов, не имеющих пока связи с основным повествованием, можно рассматривать отдельно.

    Композиция имеет самую тесную связь с жанром произведения. Самыми сложными в этом плане являются эпические литературные произведения, где много сюжетных линий, разнообразные жизненные явления и обширные описания, а также много персонажей и постоянное присутствие образа автора.

При описании драматической композиции можно отметить минимум авторского вмешательства и наличие внесценовых персонажей для более широкого охвата рабочего материала. А в лирике самым главным для правильной композиции является последовательное повествование, с упорядоченным изложением мыслей, эмоций, впечатлений и т.п. При этом композиция лирического произведения становится ясна лишь после выявления основного мыслечувствования, заложенного в нем.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского