Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
04.02.2022

Краткость в прозе: за и против

«Краткость – сестра таланта», – говорил А. П. Чехов и в своем творчестве неукоснительно следовал этому правилу, сочиняя небольшие, лаконичные, но эффектные с художественной точки зрения произведения.

В наше время совет классика звучит почти как лозунг: многие современные писатели и копирайтеры стараются максимально упростить текст (чтобы не слишком напрягать читателя) и развлечь его незамысловатой лексикой.

Один из самых популярных бестселлеров последних лет – пособие по копирайтингу «Пиши, сокращай», которое своим названием побуждает авторов уменьшать объем текстов. И хотя в этом произведении речь идет не о мастерах художественного слова, а о копирайтерах, тем не менее, указанная тенденция захватывает современную прозу с устрашающей скоростью.

С одной стороны, краткость в прозе делает ее доступной для всех читателей, поэтому неудивительно, что многие классики охотно ограничивались небольшими фразами, короткими репликами для персонажей и сжатой формой повествования. Из иностранных авторов лучше всего небольшие произведения удавались американскому писателю О. Генри, который в этом отношении может конкурировать с А. П. Чеховым.

Не секрет, что почти все читатели предпочитают короткие фразы – длинным и небольшие главы – объемным, в то время как пространные рассуждения авторов в духе Л. Н. Толстого и И. А. Гончарова могут отпугнуть. С другой стороны, автор, который пишет кратко, особенно заботится о выразительности лексики, динамичном сюжете, эффектной развязке. Ограниченный объем вынуждает его укладывать свои творческие задумки в узкие рамки повествования, которое при грамотном подходе производит на читателя сильное впечатление.

Однако у небольших по объему произведений есть один существенный недостаток: они не раскрывают в полной мере внутреннего мира персонажей и сильно ограничивают воображение автора. В то время как у писателей, сочиняющих большие романы, развязаны руки, и они могут себе позволить такую роскошь, как подробное изображение характера героя, его мыслей, чувств, тайных мечтаний и др. Но не всякий читатель готов это читать, хотя настоящий книголюб и тонкий ценитель хорошей литературы, конечно, по достоинству оценит труд и талант автора.

История художественной литературы доказывает, что золотая классика – это, в первую очередь, большая проза (при всем уважении к мастерам коротких рассказов, разумеется). Поэтому авторам, желающим преуспеть на литературном поприще, лучше ориентироваться на кирпичи Ф. М. Достоевского или И. А. Гончарова, чтобы впоследствии при необходимости было, что сокращать.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского