Блог издательства


Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью

Должен ли писатель в ногу с временем шагать?

Считается, что писатель – современная профессия, которая работает на злобу дня. Обычно авторы художественной прозы откликаются на запросы современности – даже в тех случаях, когда пишут исторические романы, пытаясь в прошлом найти ответы на проблемы своего времени.

Читать полностью

«Золушка» братьев Гримм vs «Золушка» Шарля Перро: какая лучше?

«Золушка» – одна из самых популярных детских сказок во всем мире. История волшебного превращения бедной, но очень доброй девушки в принцессу, до сих пор будоражит воображение как простых читателей, так и режиссеров, которые не устают снимать по ее мотивам фильмы и мультфильмы и ставить спектакли.

Читать полностью

В РАМКАХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ, ПОЭТОВ И ПРОЗАИКОВ ВЫШЛИ КНИГИ НАШИХ АВТОРОВ

Предлагаем вашему вниманию книжные новинки наших авторов:

Читать полностью

Куда катится Европа? (по книге О. Шпенглера «Закат Европы»)

Книга немецкого историософа и публициста О. Шпенглера «Закат Европы» увидела свет в 1918 году и произвела фурор в научной среде. В ней автор выдвинул необычную концепцию локальных культур, которые живут по принципу человеческого организма – рождаются, развиваются и умирают.

Читать полностью
Другие новости издательства
26.03.2020

Критика и ее высший смысл

Для чего нужна литературная критика? Этот вопрос имеет явно философскую подоплеку. Он напрямую связан с главным вопросом, который пытается решить философия: о высшем смысле бытия. В общем-то, практически все думающие люди задают себе этот же вопрос: зачем я живу, в чем высший смысл моей трудовой и иной деятельности? На него пытаются ответить не только философы, но и археологи, палеонтологи, специалисты по истории нравов, медицины и искусства и многие другие люди. Ведь высший смысл присутствует в любом виде человеческой деятельности.

Не всем дано ощущение этого высшего смысла, но он несомненно нужен и важен. Ведь без смысла с большой буквы любое занятие непременно скатывается до вульгарного обслуживания чужих интересов, до того, что Анненский назвал «нужны сейчас или неизвестно когда». Зачем — очень важный вопрос! С полным правом его можно применить и к литературной критике. Ведь на самом деле — это по-своему очень важное дело. Оно без наличия высшего смысла становится попросту ненужным, бесполезным…

Так, по мнению Льва Анненского, настоящие критики и занимаются поисками такого Смысла. Уже столетия прошли, а они — все еще в поиске… Смысл ищется в любом произведении, начиная от бульварного чтива и сценариев до серьезных классических произведений. Критики «резвятся», а литературные произведения «ветвятся». Этот вид деятельности позволяет с серьезным видом заниматься разбором того, как авторы создают свои тексты, хорошо или плохо, какие инструменты используют и т.д. Безусловно — это весьма педагогично.

С другой стороны критика, как наука, может заниматься поиском сверхзадачи: писателя, его произведения, критической рецензии и т.п. Если автор недостаточно хорошо прояснил эту сверхзадачу, у критика появляется миссия — найти ее и «разъяснить». Занимаясь этим неблагодарным трудом, «перелопачивая» тонны откровенной макулатуры, у литературного критика появляется уникальная возможность понять свою личную сверхзадачу.

Таким образом эта профессия обретает истинный смысл не только бытия вообще, но и в контексте истории. Смысл, позволяющий понять и как живется, и зачем. С точки зрения обычного автора, критики — бесполезные трутни, «выедающие» мозг писателю и его читателям. С точки зрения литературы, они — настоящие «санитары» литературного «леса». Но не оценка их нужна авторам и произведениям, а понимание и объяснение того, во имя чего все это делается, в том числе и со всеми нами!

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского