Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
23.02.2022

Куда подевался дон Кихот в балете Л. Минкуса «Дон Кихот»?

Балет Л. Минкуса «Дон Кихот», поставленный по хореографии выдающегося балетмейстера М. Петипа, впервые увидел свет в Москве в 1869 году и имел большой успех у публики.

Яркие, зажигательные танцы на испанские и цыганские мелодии идеально подошли под его сюжет – историю любви очаровательной и остроумной девушки Китри и ее изобретательного возлюбленного Базиля.

Сам же Рыцарь Печального образа – как и его верный спутник и помощник Санчо Панса — является второстепенным персонажем. Поэтому название балета может вызвать недоумение у зрителей, которые вправе задаться вопросом, почему главный герой, имя которого украшает этот балет, не стал двигателем сюжета.

 Впрочем, у создателей балета есть тому простое объяснение: сюжет взят из вставной новеллы знаменитого романа М. Сервантеса, которая напрямую не связана с приключениями рыцаря и его оруженосца. И все же вопрос о роли дона Кихота в балете остается открытым. Дело в том, что музыка балета – исключительно дансовая и никак не тянет на грустно-комедийную историю этого персонажа. В балете царит атмосфера праздника и веселья, которая не вписывается в приключения хитроумного идальго. Дон Кихот боролся за правду на этой несовершенной земле, в то время как молодые влюбленные, всецело поглощенные друг другом, явно не в состоянии проникнуться духом этой благородной мечты.

Поэтому неудивительно, что рыцарь из Ла Манчи не вписался в атмосферу праздника. Однако его фигура была совершенно необходима для того, чтобы, во-первых, сразу заинтересовать зрителя, который хотя бы понаслышке знаком с его приключениями, но совершенно не знает ни Китри, ни ее жениха; а, во-вторых, этот персонаж привносит в балет нотку философской грусти, придающей спектаклю особенное очарование.

В спектакле есть сцена сна дон Кихота, в котором он грезит о своей Дульсинее, которая представляется ему в образе Китри. Пожалуй, это один из самых трогательных моментов представления. Эта девушка – такая веселая и озорная – вдруг превращается в грустную прекрасную даму хитроумного идальго. Этот момент отсылает зрителя к роману Сервантеса, который закончился очень печально, и как бы напоминает о непостоянстве счастья.

Дон Кихот помогает молодым пожениться, но при этом сам остается несчастным. В этом моменте он, безусловно, – главный герой балета. И зритель, провожая его в путь вместе с Санчо Панса и радуясь за новобрачных, в очередной раз убеждается в непрочности человеческих радостей.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского