Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
15.02.2022

«Культура безмолвствующего большинства» – советский взгляд на европейское средневековье

Монография известного советского историка-медиевиста А. Я. Гуревича «Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства» считается прорывной в советской науке.

В то время как большинство исследователей прошлого занималось изучением, в первую очередь, производственных сил и производственных отношений и борьбы классов, Гуревич один из первых обратил внимание на человека с его чувствами, мыслями, ценностями, верой.

Многие коллеги Арона Яковлевича следовали идеологическим установкам и поэтому оперировали абстрактными социологическими понятиями, сводившими деятельность отдельно взятых личностей в отвлеченные общественно-экономические формации, которые должны были объяснить и оправдать революции как прошлого, так и настоящего.

Интерес к духовному миру людей в советской науке был минимальным. Поэтому неудивительно, что труды Гуревича, который изучал социально-экономические отношения сквозь призму менталитета и мировоззрения людей, стали новаторскими. К тому же историк взялся за почти непосильную задачу, решившись проникнуть во внутренний мир «безмолвствующего большинства» – простого народа, крестьян, которые не имели доступа к письменности и, следовательно, не оставили после себя никаких источников.

Для выполнения этой непростой задачи Гуревич привлек целый пласт религиозных произведений: жития святых, проповеди священников с поучениями и нравоучительными примерами, сказания о путешествиях душ по загробному миру (которые были предшественниками «Божественной комедии» Данте), указания для исповеди. В этих церковных произведениях автор по крупицам выделил все, что так или иначе касалось мировоззрения обычных, безграмотных людей.

В целом Гуревич со своей задачей справился. Вышеперечисленные исторические источники были составлены церковными авторами, но так как они предназначались для крестьян, в них косвенным образом отразился менталитет «безмолвствующего большинства». Ведь средневековые священники и проповедники, которые служили, жили и трудились в крестьянской среде, знали умонастроения своих слушателей и прихожан и при составлении литературы учитывали их язык, мышление, обычаи и традиции.

Труд Гуревича примыкает к работам европейских историков из школы анналов, которые на протяжении нескольких десятилетий успешно изучали мышление средневекового человека. Поэтому книга про культуру «безмолвствующего большинства» получила мировое признание и была переведена на многие языки.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского