Блог издательства


Эжен Лабиш – мастер водевиля и тонкий психолог

Эжен Лабиш – известный французский драматург 19 века, автор ста комедий, водевилей, фарсов, которые с огромным успехом шли на бульварных подмостках.

Читать полностью

«Мой дядя Адриано» – новинка о легенде итальянского кино и диско

В этом году на книжном рынке вышла интересная новинка о мире кино – биография легенды итальянского кинематографа Адриано Челентано. Книгу «Мой дядя Адриано» написал журналист Бруно Перини, племянник звезды голубых экранов и модного диско.

Читать полностью

«Курс русской истории» В. О. Ключевского: плюсы и минусы

«Курс русской истории» – фундаментальное исследование В. О. Ключевского, которое оказало огромное влияние на развитие отечественной исторической науки конца 19 – начала 20 века.

Читать полностью

Проблемы российского общества в «Очерках по истории русской культуры»

«Очерки по истории русской культуры» – фундаментальное исследование П.Н. Милюкова, посвящённое культурной истории России с древних времен до 20 века.

Читать полностью

Манон Леско в литературе и опере

Роман «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево признан классикой французской литературы. Написанный в 18 веке, он не утратил своей актуальности и популярности и в последующие века.

Читать полностью
Другие новости издательства
05.10.2019

Литературное творчество

    Целью литературного творчества является не только поиск соответствий образа некоему предмету, но и порождение нового, его воплощение в книге. Писательская деятельность служит для материализации типичных вещей посредством идеализации, абстрагирования от них.

В противном случае используются трагические картины. Это служит базисом писательских усилий по освоению реальности, которую ему надо познать, переосмыслить и воплотить в художественном произведении. Несомненным признаком литературного творчества является наличие начала, творчески преобразующего реальный мир.

    Литературному творчеству нет нужды отображать все грани реальности. Ему необходимо воспроизвести только те, что соответствуют его предназначению и возможностям. Повышенные требования к литературе, как к энциклопедическому описанию всех сторон бытия, попросту неприемлемы. Литература способна сугубо избирательно вывести лишь некие черты его художественного отображения.

    Под литературным творчеством понимается уникальный опыт автора в создании художественного произведения, отражающего какие-либо аспекты индивидуального и социального человеческого развития на потребу читателя. Свободу творчества нельзя свести к способу демонстрации писательской мощи.

Также нельзя и автора возводить в ранг «истины в последней инстанции». При этом литературное творчество, однозначно, способствует духовному переосмыслению реальности. Ведь писатель трансформирует реальный мир в полном соответствии со своим понятием эстетичности, и например, ужасаясь ему, формирует читательскую оценку вполне определенного сорта.

    Автор вправе показать как он относится к окружающей действительности, обществу и его ценностям. Он может давать эмоциональную, этическую и филосовскую оценку социума и персонажей, соотнося их с таковыми в классических произведениях и своей эпохе. Когда режиссера Ф. однажды упрекнули за выведение в его картине одних только антигероев, он выразился в таком духе, что достаточно и того, что он сам положителен!

    Иначе говоря, художник имеет полное право на критику, если его позиция при этом нравственно обоснована. Ведь часто положительный персонаж — это сам писатель, со своим жизненным кредо, критицизмом и отсутствием желания смиряться с недостатками современного мира.

Исследуя психологию литературного творчества, надо учитывать и внутренние процессы субъекта и особенности творческой личности, изучая то, как писатель (спонтанно или сознательно) впитывает и воспроизводит эстетические ценности.

    Основным персонажем может стать кто угодно. Он может бороться за идею, бояться перемен, быть великодушным или подлым, стесняться говорить или изъясняться вычурно и красиво. Он может потратить свою жизнь на воплощение какой-либо мечты или стать аскетом. Сама концепция положительности главного героя имеет внутреннее противоречие.

Его завышенная моральность имеет некие ходульные черты и сводит на нет возможность критического взгляда на мир, а с другой стороны это делает глубже пропасть между идеалом и действительностью. Герой привлекает и декларативной борьбой за идеал, и антитезой великого и малого, благородного и обманного, героики и повседневности.

    Обязательным условием плодотворного литературного творчества является его свобода в открытом выражении критики и восприятии реального мира сквозь определенную философию и понятие красоты. Ведь реальный мир не зависит от писательского сознания и служит лишь материалом для описания.

Субъективная оценка автора превращается в способ толкования действительности. Его начало позволяет проявиться его гражданской позиции и интересам, становится  интерпретатором всех реальных событий. Субъективизм писателя является и сложившейся формой, задающей рамки искусству, и той атмосферой, где раскрывается сюжет, а вещи обретают смысл.

    Результатом творческого акта становится вымышленный мир произведения, который предлагается читателю в качестве реального. Законченный литературный труд в этом случае превращается в модель общественных и людских взаимоотношений, вызывая переживания, остающиеся предметом, который изучает историческая поэтика.  При этом читателю необходим известный интеллектуальный «багаж», чтобы верно интерпретировать текст произведения. И совсем непросто определить тот минимум знаний, который ему понадобится для адекватного восприятия писательских идей.

    Содержимое авторского текста воссоздается читателем исключительно по меткам, оставленным в книге, но с окончательным результатом, который определяется его духовной и умственной деятельностью. Совместное литературное творчество писателя и читателя возможно лишь тогда, когда соблюдено следующее условие: читателю нельзя воспринимать описанный мир в качестве реального. Однако, ему же не стоит и считать, что действительность, воплощенная в книге, развивается по каким-то своим законам, отличным от законов существующего мира.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского