Блог издательства


«Курс русской истории» В. О. Ключевского: плюсы и минусы

«Курс русской истории» – фундаментальное исследование В. О. Ключевского, которое оказало огромное влияние на развитие отечественной исторической науки конца 19 – начала 20 века.

Читать полностью

Проблемы российского общества в «Очерках по истории русской культуры»

«Очерки по истории русской культуры» – фундаментальное исследование П.Н. Милюкова, посвящённое культурной истории России с древних времен до 20 века.

Читать полностью

Манон Леско в литературе и опере

Роман «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево признан классикой французской литературы. Написанный в 18 веке, он не утратил своей актуальности и популярности и в последующие века.

Читать полностью

В. Шкловский о технике писательского ремесла

В. Б. Шкловский – известный советский писатель, критик, литературовед. Его перу принадлежит замечательная книжка «Техника писательского ремесла», опубликованная в 1927 году.

Читать полностью

Топ-5 книг к Великой Победе

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» – самое трогательное произведение о Великой Отечественной войне во многом благодаря тому, что ее главными персонажами являются девушки.

Читать полностью
Другие новости издательства
22.01.2022

Литературные мастер-классы: плюсы и минусы

В последние годы многочисленные литературные площадки организуют семинары, мини-курсы и мастер-классы по писательскому мастерству.

Их проводят издательства («Мастер текста» при Астрель-СПб), литературные вузы («Высшие литературные курсы» при Литературном институте им. М. Горького) и признанные писатели (Д. Казаков, Д. Громов, Д. Донцова и др.). Некоторые литературные блогеры успешно ведут свои мастер-классы в формате видео; так, например, поступает писатель Юрий Окунев на своем канале на ю-тубе «Как стать писателем».

 Новички, которые полны энтузиазма и радужных надежд, охотно в них участвуют, рассчитывая, что советы состоявшихся авторов помогут им покорить литературный олимп. В некоторых случаях занятия приносят заметную пользу – по крайней мере, они мотивируют начинающего автора и воодушевляют его на литературные подвиги. Например, на своем канале Юрий Окунев дает творческие задания, а потом разбирает их в своих роликах. Такой формат помогает как участникам мастер-класса, так и залетным зрителям погрузиться в тайны писательского ремесла.

Но, к сожалению, некоторые начинающие авторы придают слишком большое значение подобным занятиям. Глядя на успех своего кумира, они изо всех сил стараются ему подражать, забывая про развитие своих литературных способностей. Мастер-класс по художественной прозе дает автору то же, что и мастер-классы по другим отраслям – необходимые инструменты для работы. Однако для их успешной реализации человек должен обладать способностями, знаниями и завидной усидчивостью, так как литературный труд требует постоянства и привычки к будничному труду.

И все же у мастер-класса больше плюсов, чем минусов. Он хорош тем, что позволяет автору найти себе хотя бы минимальную аудиторию в лице преподавателя и таких же энтузиастов, как он сам. А для писателя – особенно начинающего – очень важна оценка хотя бы немногочисленных читателей. Писать в стол способны единицы, большинству же нужен социальный контакт единомышленников.

Впрочем, нужно тщательно изучать творчество писателей, которые дают мастер-классы. В последнее время литература обновилась, и авторы двух-трех книг горят желанием (за определенную плату, разумеется) поделиться собственным опытом, который весьма незначителен. По-настоящему сто́ящие мастер-классы у опытных, состоявшихся писателей, которые пережили в своей творческой биографии как взлеты, так и падения.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского