Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
23.05.2022

«Лукоморье» А. Пушкина vs «Лукоморье» В. Высоцкого: какое лучше?

Популярный советский бард В. Высоцкий был хорошим знатоком и тонким ценителем русского фольклора. В его репертуаре есть несколько остроумных песен-пародий на известные произведения русских классиков, написанные в духе былин и старинных преданий. Владимир Семенович любил творчество Александра Сергеевича Пушкина и в 1967 году написал свое «Лукоморье» – в подражание знаменитому вступлению к поэме «Руслан и Людмила», которое включено в школьную программу. В одном из выступлений знаменитый бард назвал свою песню «антисказкой», словно шутливо отрицая волшебные истории прошлого.

 Уже в первой строчке Высоцкий – в отличие от Пушкина, который поэтично описывает живописный морской залив и древний дуб на берегу, – делает громкое заявление, что лукоморье исчезло. Бард разрушает гармонию пушкинского стихотворения: вместе со знакомыми сказочными персонажами на месте лукоморья поселились «жлобы», которые порубили все местные деревья.

Главный герой произведения Пушкина – ученый кот, который рассказывает поэту свои сказки. Недаром этот зверь появляется и в начале, и в конце стихотворения. Его мерная круглосуточная прогулка по золотой цепи вокруг дуба символизирует стабильность вымышленного мира. Высоцкий разрушает торжественный ореол, которым окружен этот персонаж: в стихотворении барда он не только поет, но и травит анекдоты, что сразу принижает его значимость.

Пожалуй, самую неприглядную метаморфозу претерпели морские витязи. В стихотворении Пушкина они олицетворяют силу и мощь Древней Руси. А Высоцкий низвел их до уровня примитивных мужиков, которые, покинув свой сторожевой пост, занялись сельским хозяйством и животноводством. Владимир Семенович ввел в песню нечестного ученого, который украл золотую цепь, и «любознательный народ», который ломится в музей, чтобы посмотреть на волшебный ковер-самолет.

Песня-пародия «Лукоморье» получилась уморительно смешной: все, кто хорошо знает и помнит пушкинское стихотворение, не удержится от смеха. Но по зрелом размышлении она наводит тоску, потому что вывод барда звучит очень печально: раз присказка такая циничная, значит, и сама сказка – «дрянь».

Пушкинское стихотворение пронизано колоритным духом древнерусского фольклора. Оно стройно, гармонично и красиво; поэтичное описание лукоморья погружает читателя в загадочный мир прошлого, пробуждает в нем интерес к истории. А песня-пародия Высоцкого лишь развлекает, указывая на недостатки современного ему общества.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского