Блог издательства


Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью

Должен ли писатель в ногу с временем шагать?

Считается, что писатель – современная профессия, которая работает на злобу дня. Обычно авторы художественной прозы откликаются на запросы современности – даже в тех случаях, когда пишут исторические романы, пытаясь в прошлом найти ответы на проблемы своего времени.

Читать полностью

«Золушка» братьев Гримм vs «Золушка» Шарля Перро: какая лучше?

«Золушка» – одна из самых популярных детских сказок во всем мире. История волшебного превращения бедной, но очень доброй девушки в принцессу, до сих пор будоражит воображение как простых читателей, так и режиссеров, которые не устают снимать по ее мотивам фильмы и мультфильмы и ставить спектакли.

Читать полностью

В РАМКАХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ, ПОЭТОВ И ПРОЗАИКОВ ВЫШЛИ КНИГИ НАШИХ АВТОРОВ

Предлагаем вашему вниманию книжные новинки наших авторов:

Читать полностью

Куда катится Европа? (по книге О. Шпенглера «Закат Европы»)

Книга немецкого историософа и публициста О. Шпенглера «Закат Европы» увидела свет в 1918 году и произвела фурор в научной среде. В ней автор выдвинул необычную концепцию локальных культур, которые живут по принципу человеческого организма – рождаются, развиваются и умирают.

Читать полностью
Другие новости издательства
09.08.2020

«Многоуважаемый шкаф» и «недотепа» Фирс в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» – пожалуй, самое известное произведение знаменитого писателя и драматурга. Написанное в 1903 году, оно отразило переломный момент в судьбе России на стыке веков. При видимом отсутствии сюжета пьеса отражает серьезные социальные, экономические и духовные проблемы пореформенных десятилетий.

После отмены крепостного права и либеральных преобразований Александра II в жизни населения страны произошли серьезные изменения: дворяне утратили привилегированный статус, крестьяне, получив свободу, были вынуждены отрабатывать свои земельные участки, а ведущие позиции в обществе заняли предприимчивые дельцы, вроде Лопахина.

Пьеса «Вишневый сад» – очень лаконичное и емкое произведение, в котором каждая деталь, предмет мебели имеют символическое значение. Например, прекрасный сад Раневской – это образ уходящей в прошлое дворянской России, так же, как и «многоуважаемый шкаф», которому Гаев, брат главной героини, посвящает маленький, но довольно эмоциональный и выразительный монолог. Он обращается к шкафу, почти как к живому человеку, ставя ему в заслугу его «существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…». Эти трогательные слова вызывают у читателя грустную улыбку и симпатию к их автору. Подобные приступы ностальгии наверняка знакомы каждому человеку, однако не всякий станет произносить в честь мебели хвалебные речи.

В свете вышесказанного обращает на себя внимание отношение хозяев усадьбы к старику Фирсу. Этот бывший крепостной слуга живет прошлым и не понимает настоящего. На воле он не находит себе места и продолжает свое существование в доме на правах… мебели. На него никто не обращает внимания, хотя он по-прежнему прислуживает своим хозяевам. Даже бездушному шкафу Гаев посвятил маленький спич, в то время как Фирс почти совсем всеми забыт.

И хотя Фирс сам себя называет «недотепой», тем не менее, читатель понимает, что старый слуга – более живой персонаж, чем остальные герои пьесы. Правда, его кругозор довольно ограничен, но зато он думает не о себе, а о других – качество, которое сразу ставит его выше благородных господ. В финале пьесы Раневская и ее спутники забыли своего верного слугу в доме, который были вынуждены покинуть после его продажи на аукционе за долги. Эта развязка доказывает, что в глазах хозяев бедный Фирс был чем-то вроде мебели, предметом, менее ценным, чем «многоуважаемый шкаф».   

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского