Блог издательства


Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью

Софокл – трагический поэт эпохи расцвета Афин

Софокл (5 век до нашей эры) – самый известный древнегреческий поэт периода расцвета афинской демократии в так называемый «век Перикла»

Читать полностью

Особенности современной поэзии

Современная поэзия – это лирика конца 1990-х годов и нашего времени. Ее главная отличительная черта – неоднородность, многогранность, противоречивость и многоголосие, как и в прозе последних лет.

Читать полностью

«И друзей созову, на любовь свое сердце настрою»: памяти Б. Окуджавы

Прошла четверть века со дня смерти Булата Шалвовича Окуджавы. Булат Окуджава – один из самых известных советских и российских бардов.

Читать полностью
Другие новости издательства
11.11.2021

Море, любовь и деньги в романе А. Беляева «Человек-амфибия»

Роман советского писателя Александра Беляева (1927 год) по праву можно считать классикой отечественной фантастики. Необычный сюжет о юноше Ихтиандре, который в результате сложной операции жил двойной жизнью, – под водой и на земле – переплетен с красивой любовной линией с девушкой Гутиэрре и финансовыми интригами главного злодея Зуриты (который в книге не такой уж и злой, как в одноименном фильме). Автор добавил в свое повествование незамысловатую семейную драму с потерянным сыном, и в результате получилась захватывающая история в знойных тропических декорациях.

Герои романа страдают почти шекспировскими страстями: Ихтиандр сходит с ума от моря и Гутиэрре, Гутиэрре мучается от несчастной любви к человеку-амфибии и от неудачного брака, а Зурита бредит деньгами. Эти мощные эмоциональные порывы подогреваются солнцем и океаном, которые, как известно, горячат кровь и обосторяют чувства.

Эти стихии являются не только фоном повествования; они являются почти действующими лицами истории. Океан – колыбель Ихтиандра, его естественная среда обитания, второе «я» юноши. Он приносит и счастье, и горе персонажам. Ихтиандр не может жить без чистой морской воды не только вследствие замены легких жабрами, но и по своему свободолюбивому характеру. Юноша настолько слился с морем, что развязка книги, когда он навсегда простился с землей и до конца своей жизни вынужден обитать под водой, трагична лишь в связи с необходимостью расставания с Гутиэрре. Ихтиандр был совершенно не приспособлен жить среди людей, он был чужим в обществе, которое было к нему жестоко.

Любовная линия прописана в романе очень красочно и эмоционально, как и положено романтической истории под тропическим солнцем и на фоне моря. Впрочем, она неоригинальна сама по себе, так как Ихтиандр и Гутиэрре любят друг друга так, как это свойственно здоровой, свежей юности. Их платонический роман осложняет неудачный брак с нехорошим человеком, который всячески мешает счастью влюбленных. Пикантности истории придает тот факт, что Ихтиандр не мог жить полноценной жизнью на земле и бороться за свое счастье с любимой девушкой.

Что касается Зуриты, то это вполне узнаваемый тип – один из тех, которых в литературе немало. К счастью, автор не сделал его отъявленным негодяем: в его изображении Зурита – проходимец, который, однако, не лишен некоторой харизмы. Таким образом, море, любовь и деньги – три кита романа, благодаря которым он до сих пор волнует воображение читателей.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского