Блог издательства


В рамках Общенациональной ассоциации молодых музыкантов, поэтов и прозаиков вышел сборник стихов Ирины Шейбак под сильным и актуальным названием «Спасите наш язык!»

Ирина Владимировна Шейбак (Богаткина) родилась в Молдавии в 1967 году. Она рано начала пробовать перо и публиковалась уже в школьном возрасте в газетах, а ее рассказ о животных победил на конкурсе и вышел в эфир.

Читать полностью

Эпигоны исторические и литературные: в чем проблема?

Понятие «эпигон» – слово древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает лицо, родившееся после кого-то, то есть, – потомка.

Читать полностью

«Я мзды не беру»: лексический и нравственный смысл высказывания

Все знают и хорошо помнят крылатую фразу таможенника Верещагина из известного советского фильма «Белое солнце пустыни»: «Я мзды не беру, мне за державу обидно».

Читать полностью

В рамках Общенациональной ассоциации молодых музыкантов, поэтов и прозаиков вышла книга Константина Мельника «Стихи, песни, рок-опера “Дух нетленный”»

Константин Константинович Мельник – не очень известный, но многообещающий и уже обращающий на себя внимание автор песен и стихов.

Читать полностью

«Пожалуйста»: история и смысл слова

В Древней и Средневековой Руси любили странников – богомольцев, путешествующих по святым местам, работников, купцов, солдат, которых наши предки охотно принимали у себя в гостях.

Читать полностью
Другие новости издательства
12.09.2020

«На посошок» пить или не пить – вот в чем вопрос: происхождение традиции

В древней и средневековой Руси было распространено странничество – путешествия по святым местам. Таких людей в народе называли богомольцами и старались принять их у себя в гостях как можно лучше. Вообще, хлебосольство было в крови у наших предков, которые не упускали случая, чтобы угостить и оставить на ночлег запоздалого путника. Таковым мог быть торговец, работник, солдат – то есть лица, как правило, нуждающиеся в еде и крыше над головой.

 Главный атрибут застолья – горячительные напитки, которыми не только развлекались, но и проверяли гостя на прочность. По старинной традиции на прощание ему полагалось выпить десять стопок – в честь хозяев и себя «на счастливый путь». Чтобы выйти из хлебосольного дома, путешественник должен был опорожнить пять рюмок, которые, впрочем, содержали небольшие порции – не больше 100 мл. Почетное шестое место занимал знаменитый «на посошок», который в видоизмененном формате сохранился и в наши дни.

Исторический корень традиции – это посох как обязательный атрибут путника. Большая и толстая трость выполняла двойную функцию: опоры при ходьбе и защиты при нападении от разбойников или диких зверей в лесу. Обычно посох имел широкую верхушку, достаточную для помещения на ней рюмки или стопки какого-либо алкогольного напитка. Цель этой церемонии была чисто практической, а именно, – проверка гостя на прочность. Если путник выпивал стопку с посоха, не проливал напиток и при этом твердой рукой удерживал свою трость, его с чистым сердцем отпускали в дорогу. Если же после хлебосольного стола и лишних порций горячительного десерта купец, работник, солдат или крестьянин, задержавшийся в гостях, дрожащей рукой не мог самостоятельно выпить стопку, его оставляли на ночлег.

Так возник знаменитый «на посошок», который и в наше время пользуется известной популярностью в народе. Впрочем, эта последняя стопка на самом деле не была заключительной: она выпивалась во дворе, а затем путнику подносились еще четыре или две рюмки – в зависимости от того, шел ли он пешком или ехал на коне. «На посошок» сопровождался другими народными обычаями – дорожными пожеланиями, вроде «скатертью дорога» (в древности это напутствие имело положительный смысл), совместными посиделками «на дорожку» и т.д. Верующие люди провожали путника или богомольца с молитвами и поклонами. Традиции принятия и проводов гостя занимали настолько важное место в жизни наших предков, что некоторые из них дошли и до 21 века, отчасти изменив свое первоначальное значение.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского