Блог издательства


«Дживс – вы гений!»: британский юмор Стивена Фрая

В России Стивен Фрай известен, в первую очередь, как исполнитель роли неподражаемого Дживса – камердинера непутевого молодого аристократа Вустера, которого блестяще сыграл его друг Хью Лори. А у себя на родине, в Туманном Альбионе, Фрай признан человеком-оркестром: остроумный журналист, писатель, драматург, сценарист и образцовый носитель чистейшего, эталонного британского английского языка – вот неполный перечень всех его гласных и негласных титулов.

Читать полностью

Подводные камни романа Ф. Герберта «Дюна»

Эпичный роман Фрэнка Герберта «Дюна» – пожалуй, самое популярное произведение в жанре космической саги. Написанное в 1963–1965 годах, оно оказало мощное влияние как на научно-фантастическую художественную литературу, так и на кинематограф.

Читать полностью

«Я – Франсуа, чему не рад»: сатирическая философия в поэзии Франсуа Вийона

Франсуа Вийон – известный французский поэт 15 века, предвозвестник художественной литературы эпохи Ренессанса. Его сатирические стихотворные произведения – баллады, рондо, песенки – полны едкого сарказма, мрачного цинизма и гротескного, бытового юмора, который впоследствии в полной мере наполнит произведения Франсуа Рабле.

Читать полностью

Цветочная и политическая интрига в романе А. Дюма-отца «Черный тюльпан»

Роман А. Дюма-отца «Черный тюльпан» – не самое лучшее произведение знаменитого писателя. Тем не менее, оно заслуживает внимания, как очередной образец прекрасного объединения политических и любовных интриг, которые автор мастерски насыщал тонким юмором и лихими поворотами сюжета.

Читать полностью

Психология отношений в романе С. Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель»

Сэмюэл Ричардсон – известный английский писатель 18 века, творчество которого находится на стыке идей просвещения и сентиментализма. Главная заслуга автора – создание семейно-бытового романа в эпистолярном жанре. Роман «Памела, или Вознагражденная добродетель», увидевший свет в 1740 году, написан, в основном, в форме писем главной героини к родителям, в которых она рассказывает о своей жизни в поместье мистера Б., где работает служанкой.

Читать полностью
Другие новости издательства
22.09.2019

Научная фантастика и ее поджанры

    Этот литературный жанр является прежде всего мысленным экспериментом. При этом в текст вводят какие-либо допущения фантастического свойства.

В остальном сюжетная линия следует законам существующего мира и здравого смысла. Отличительная черта может быть какой угодно (исторической, социальной и т.д.), но только не магической. Произведение, где есть магия, уже относится к фэнтези.

    Фантастика, как таковая, появилась, благодаря прогрессу в промышленности. Изначально она была литературным жанром, который описывал различные достижения в области науки и техники, а также их перспективы. Нередким было и утопическое описание будущего. В качестве примера подобной НФ отлично подходят романы Жюля Верна.

    Позднее технический прогресс стал рассматриваться более негативно, в виде антиутопии. Этот жанр служит для описания отрицательных общественных тенденций. Иначе его еще называют социальной фантастикой, которая появилась в ХХ-ом веке. Хорошим примером могут послужить «Машина времени» Г.Уэллса и «Железная Пята» Дж.Лондона.

    В конце ХХ-го века стал весьма популярен такой антиутопический поджанр НФ, как киберпанк, где расцвет ИТ совпал с таковым у тоталитарного государства, и в мире командуют глобальные корпорации. Здесь основой сюжетной линии является борьба хакера-маргинала с олигархическим режимом. Хороший пример — «Нейромант» У.Гибсона.

    Насчет научной фантастики сложился некий стереотип, что это развлекательный жанр. Это не всегда верно. Есть множество серьезных произведений, где авторы пытаются провести свои философские размышления. Это в полной мере относится к книгам А.Азимова и К.Саймака.

    В первой половине XX-го века от жанра НФ «отпочковалось» фэнтези — «волшебная сказка для взрослых». Разделять эти литературные жанры довольно просто, когда они идут в «чистом» виде, однако в мире существует множество фантастических произведений, которые трудно идентифицировать однозначно.

    Наиболее важными поджанрами фантастики являются: альтернативно-историческая, военно-научная, социальная, апокалиптическая и постапокалиптическая и ксенофантастика, которая занимается описанием психологических и социальных особенностей инопланетян, совсем не похожих на человеческие.

Далее идет стимпанк, который появился в качестве подражания Ж.Верну и является некой разновидностью пост-киберпанка. В некоторых случаях идет подразделение этого стиля на дизельпанк, который появился ближе к середине XX-го столетия.

    Также являющиеся поджанрами НФ антиутопия и дистопия представляют собой ни что иное, как сбывшуюся утопию. Как ни странно, у истоков жанра стояли античные философы, посвятившие свои труды описанию идеального государства.

Самым известным среди них стал Платон со своим «Государством», где описан идеальный с точки зрения рабовладельцев вариант государственного устройства. Когда Римская империя пала под натиском варваров, жанр утратил актуальность, так как все жили одним днем в ожидании конца света. Позже когда варварские племена приобщились к цивилизации, это и вовсе стало ненужным.

    Утопии пережили второе рождение во время Ренессанса, когда Т.Мор написал свою «Утопию». Потом к делу подключились социальные утописты. Позже, во время промышленной революции, начали издаваться первые антиутопии, занимавшиеся ее критикой. А еще немного спустя появились дистопии, критиковавшие, собственно, утопии.

    Зарождение апокалиптической и постапокалиптической фантастики произошло в начале XX-го века, перед Первой мировой. Во времена Холодной войны в этом жанре произошел настоящий расцвет. Эти фантастические произведения повествуют о жизни людей после Апокалипсиса, который там приходит в разных обличьях: в виде нашествия инопланетян, глобальной эпидемии, ядерной войны и т.п.

    Космическая опера стала классическим поджанром НФ, прошедшим долгую эволюцию от самых первых научных произведений, которые написали настоящие учёные, наподобие Циолковского, до дешевого бульварного чтива, где термин «научная» просто неприемлем.

После первых полетов в космос жанру удалось возвратить былую солидность. А когда на экран вышли «Звездные войны», у него появились даже некие фэнтезийные черты и эпичность. В современных произведениях этого поджанра НФ наукообразность может слегка сочетаться с мистикой и некоторой фэнтезийностью сюжета.

    Пост-киберпанк, как следует из названия, появившийся после киберпанка, подразделяется на нанопанк и биопанк. Кое-кто относит к этому жанру и стимпанк.

    Поджанр социальной НФ, где главная роль отводится описаниям общественных отношений. Применение фантастической мотивации и антуража дает возможность писателю выпукло изобразить общественное развитие в нереальных, ранее не существовавших условиях.

Соцфантастика широко распространилась в бывших социалистических государствах Восточной Европы и СССР. В качестве примера подобной фантастики хорошо подходит творчество братьев Стругацких, И.Ефремова и С.Лема.

    Так называемая твердая научная фантастика от английской аббревиатуры hard science fiction, отличающаяся полным отсутствием элементов фэнтези, то есть каких-либо сверхъестественных явлений, либо их рациональное объяснение.

В подобных произведениях очень много внимания уделяется разъяснению физических законов, либо их парадоксам. При этом описание отношений отходит далеко на второй план. Хорошим примером такой научной фантастики может послужить произведение Николая Обручева «Плутония».

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского