Блог издательства


«Арабская ночь, волшебный Восток»: пикантное очарование восточных сказок

Большинству читателей восточный сказочный фольклор знаком по знаменитому сборнику новелл «Тысяча и одна ночь». Его корни уходят в раннее средневековье (8 век), а окончательное оформление относится к 16-17 векам.

Читать полностью

Иностранцы в русской классической литературе

Большая русская классическая проза 19 века развивалась под сильным влиянием английской, немецкой, французской литературы. Поэтому неудивительно, что в произведениях писателей указанного столетия нередко встречаются герои иностранного происхождения, которые играли не только второстепенную, но и ключевую роль в сюжете.

Читать полностью

«Я протестую… что изменит он одну хотя бы запятую»: проблемы редакторской работы

Редактор – это литературный работник, отвечающий за стилистическую, грамматическую, техническую обработку текста. В наше время в связи с бурным развитием информационных технологий эта профессия быстро набирает популярность.

Читать полностью

Жанр «слова» в древнерусской литературе

Слово – особый жанр древнерусской литературы, возникший почти сразу после Крещения Руси в 988 году. Его особенности определяются новой религией – православием – в которой «слово» имеет особое, духовно-нравственное и догматическое значение.

Читать полностью

В книжной серии «Библиотека классической и современной прозы» вышла книга писателя Сергея Панова «Милый Чоп»

«Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков» представляет новую книгу Сергея Панова «Милый Чоп»!

Читать полностью
Другие новости издательства
11.11.2020

Немецкие «Буря и натиск»: литература, изменившая общественное сознание

В 1770-1780-е годы в Германии возникло новое литературное движение, получившее название «Буря и натиск». Его представители провозгласили и активно продвигали идею свободы мысли, сильной, эмоциональной личности, объективного, но творческого осмысления жизни. Это направление стало своеобразным ответом на господствовавшие классицизм и рационализм в культуре вообще и литературе – в частности.

В отличие от своих предшественников, молодые авторы сделали ставку не на разум и дидактику, а на изображение страстных чувств и сентиментальных эмоций. Представители «Бури и натиска», именовавшиеся штюрмерами (бурными гениями), как бы оправдывая свое название, резко и с пафосом обличали социальное неравенство, консерватизм высшего общества, произвол властей.

Главное достижение штюрмеров – это их ввод в художественное повествование национального колорита эпохи, в которой развивается сюжет. Вслед за Шекспиром, которого они провозгласили эталоном реалистической литературы, штюрмеры особое внимание уделяли историческому фону своих произведений: быту, нравам, менталитету людей. Это был новый подход для литературы последней четверти 18 века: правдоподобное изображение жизни, в том числе, – мещанской изменило общественные представления об элитарном характере искусства, неизменном превосходстве дворян и неполноправии третьего сословия.

Главным теоретиком штюрмеров был известный мыслитель И. Г. Гердер. Он последовательно доказывал мысль об исторической обусловленности литературы, то есть предлагал в каждом художественном произведении видеть ментальный, психологический, эмоциональный и, наконец, материальный продукт той или иной эпохи. Это было новое слово в общественной мысли рассматриваемого времени, которое дало мощный толчок развитию романтизма и реализма.

Пожалуй, самое известное произведение «Бури и натиска» – это роман «Страдания молодого Вертера» И.В. Гете. Главный герой – слишком чувствительный и чрезвычайно эмоциональный молодой человек, который тонко и обостренно переживает и свою несчастную любовь, и униженное положение в высшем свете. Роман стал прорывом для своего времени из-за Вертера, который своим накалом страстей ошеломил читателей.

Пьесы Ф. Шиллера «Разбойники», «Коварство и любовь» также считаются вершиной литературы «Бури и натиска». В них автор весьма эмоционально обличил социальную несправедливость представителей привилегированного сословия, а также пафосно изобразил индивидуальный бунт «благородного разбойника» против них.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского