Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
30.05.2022

Несколько слов о социалистическом реализме в литературе

Социалистический реализм – направление в искусстве (в литературе, живописи и музыке), возникшее в 20 веке в Советском Союзе и некоторых других странах социалистического лагеря. Некоторые литературоведы усматривают зачатки этого течения в магистерской диссертации известного писателя Н.Г. Чернышевского, в которой он – в противовес эстетам и сторонникам чистого искусства – утверждал, что культура должна отражать социальную действительность и актуализировать ее проблемы.

В начале 20 века эти идеи развил литератор и министр народного просвещения в советском правительстве А. В. Луначарский. Впервые принципы социалистического реализма проявились в живописи начала 1920-х годов (в картинах баталиста М. Б. Грекова). В это десятилетие новый, так называемый социальный реализм, противопоставлялся «старому, буржуазному, критическому реализму». Термин «социалистический реализм» появился в «Литературной газете» в 1932 году, его автором является общественный деятель и журналист И. М. Гронский.

Окончательно новое направление оформилось в 1934 году на первом Всесоюзном съезде советских писателей, который прошел с большой помпой во многом благодаря участию в нем М. Горького, незадолго до того с триумфом вернувшегося из-за границы. Знаменитый писатель, которого провозгласили глашатаем новой художественной идеологии, заявил, что жизнь советского человека – это непрерывное творчество, направленное на создание нового типа личности – отважной, трудовой, воспитанной и закаленной в борьбе за счастье всего народа Советского Союза.

Цели соцреализма в литературе (как и в других сферах искусства) были следующие: подъем народа на трудовые подвиги, воспитание людей в духе социалистического труда и классовой борьбы, установление единообразия творческих принципов. Отныне писатели должны были изображать действительность с точки зрения ее революционного развития к «светлому коммунистическому будущему».

Читательская аудитория произведений социалистического реализма – простой народ, поэтому авторы должны были писать простым, доступным языком с использованием просторечных слов. Особое внимание следовало уделять деталям новой советской действительности. Несмотря на большой энтузиазм писателей нового толка (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский, Н. А. Островский, А. С. Серафимович и др.), произведения, написанные в духе социалистического реализма, значительно уступают старой доброй классике 19 века, так как партийная литература загнала свободное творчество в узкие рамки всесоюзной цензуры.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского