Блог издательства


Интервью с нашим автором

Сегодня мы задали вопросы писателю Ивану Леденцову, автору книги «Наши Души».

Читать полностью

«Не быть»!»: каких произведений не хватает в школьной программе по литературе?

В последние годы все чаще встает вопрос об обновлении школьной программы по литературе.

Читать полностью

«Графиня де Монсоро» (1971 г.) vs «Графиня де Монсоро» (1997 г.): какая лучше?

Роман «Графиня де Монсоро» А. Дюма-отца входит в книжную трилогию о борьбе Генриха Наваррского за французский престол.

Читать полностью

«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли: плюсы и минусы

Этот фильм, снятый в далеком 1968 году, до сих пор считается эталонной экранизацией «самой печальной повести на свете».

Читать полностью

К чему приводит сокращение классики в школе?

В последние годы в российских школах наблюдается печальная тенденция к сокращению числа произведений старой доброй русской классики и к замещению их сочинениями современных писателей…

Читать полностью
Другие новости издательства
25.06.2022

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств, которые прошли испытание временем и в наше время пленяют вдумчивых читателей. Первая и, пожалуй, главная черта военных стихотворений – их мелодичность, что неудивительно: ведь многие из них были положены на музыку, стали любимыми песнями и сыграли огромную роль в подъеме народного духа (М. Исаковский «Огонек», А. Сурков «В землянке», Л. Ошанин «Дороги», А. Фатьянов «Соловьи»). В таких стихах повторяются слова и фразы, создавая ощущение напева, звучат интонации так называемых дворянских и цыганских романсов, а также присутствует торжественный ритм, рассчитанный на хоровые партии (самый яркий пример – песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала неофициальным гимном для бойцов).

Знаковым стало стихотворение А. Ахматовой «Мужество» с его эпическим настроением  и интонациями суровой решимости. Лирика военных лет максимально приближена к народной поэтике, в ней часто встречаются просторечные слова, а порой звучит легкий, оптимистичный юмор, который подбадривал солдат. Самый яркий пример – поэма А. Твардовского «Василий Теркин», главный персонаж которой моментально стал народным героем и всесоюзным любимцем. А другие авторы, напротив, сочиняли скорбные стихотворения, в которых звучит плач, закаляющий людей в их готовности до конца бороться за правду (О. Берггольц «Ленинградская поэма»).

Актуальной для тех лет стала тема бессмертного подвига солдата. В творчестве поэтов его образ приобрел вселенский масштаб (С. Орлов «Его зарыли в шар земной»). Особенно проникновенно звучали стихотворения К. Симонова о дружбе, любви, верности и связи с боевым историческим прошлым («Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и др.). Война стала переломным периодом для поэзии. В это время обновились старые поэтические жанры: в традиционную оду вплелись сокровенные мотивы, элементы сердечного, задушевного разговора; меланхоличные и томные элегии наполнились гражданским и патриотическим содержанием. Одновременно возникли новые виды лирических произведений: стихи-клятвы, стихи-присяги, стихи-письма. Военные стихотворения до сих пор остаются блестящими образцами героической лирики, которая и в наши дни читается на одном дыхании.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского