Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
15.06.2022

Новаторство пьес Эсхила

Эсхил – известный писатель 6-5 веков до нашей эры, которого по праву считают «отцом древнегреческой трагедии». Античные исследователи насчитали в его творчестве больше 90 драматических произведений, из которых до наших дней дошли лишь 7 пьес. Сведений о его биографии сохранилось мало. Известно, что он происходил из знатного землевладельческого рода и участвовал в греко-персидских войнах  (499-449 года до н.э.). Этот затяжной военный конфликт совпал со становлением афинского демократического общества. Судя по сохранившимся данным, Эсхил, несмотря на свое знатное происхождение, поддерживал демократический строй, противопоставляя его восточному монархическому государственному режиму.

Эсхил много заимствовал из героического эпоса, в первую очередь, – из произведений Гомера «Илиада» и «Одиссея». В этом отношении он следовал литературным традициям своего времени. Но Эсхил творчески переработал традиционные архаические песни рапсодов и старые мифологические сюжеты.

До Эсхила в древнегреческой театральной пьесе ключевую роль играл хор, который периодически вступал в беседу с единственным актером на сцене, выполнявшим второстепенную роль. Поэтому в таких произведениях главные герои с ярко выраженными индивидуальными характерами фактически отсутствовали.

Эсхил же ввел в действие второго актера, благодаря чему на сцене стал возможен диалог. В результате старая трагедия постепенно утратила черты хоровой лирики и постепенно превратилась в драму человеческой судьбы и людских страстей. В таком ключе написана трагедия «Просительницы». В ее основе – узнаваемый мифологический сюжет, но на сцене уже присутствует второй актер, что было прорывом для своего времени. И хотя хор по-прежнему доминирует в постановке, все же на первый план вышла личная драма героинь – девушек, которые просили защиты у греческого царя от женихов, пытавшихся принудить их к браку.

Трагедия «Персы» – ключевое произведение в творчестве Эсхила. Хотя в нем присутствуют мифологические элементы, оно отражает реалии своего времени – борьбу греков с персидской державой Ксеркса. В этой пьесе автор ввел диалоги – неслыханное новшество для древнегреческой литературы. Но личностные характеристики героев в этой пьесе все еще прописаны довольно слабо. Но уже в следующей пьесе «Семеро против Фив» Эсхил ввел яркого главного героя, расширив его сценическую партию. Таким образом, творчество Эсхила определило развитие в литературе индивидуализма и личностного начала, которые во многом гарантируют успех произведения.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского