Блог издательства


Стихи поэтов-классиков в отечественном кинематографе

Советские и российские режиссеры часто вставляли в свои фильмы песни на стихотворения поэтов-классиков.

Читать полностью

Книжная культура как фактор сохранения исторической памяти

Историческая память – это совокупность сведений человечества о прошлом. Ее сохранение – важнейшее условие самоидентификации народа и его выживания…

Читать полностью

«Папин борщ»: стихи Юрия Гальцева

Известный сатирик, юморист, руководитель Театра Эстрады им. Аркадия Райкина Юрий Гальцев в этом году представил сборник своих стихотворений с трогательным и забавным названием «Папин борщ».

Читать полностью

Что ждать от разработки профстандарта «писатель»?

Министерство цифрового развития выступило с инициативой разработки профессионального стандарта для писателей, согласно которому эта творческая деятельность должна быть признана специальностью…

Читать полностью

Лучшие мотивирующие фильмы для писателей

Хорошие кинофильмы – один из источников вдохновения для писателей.

Читать полностью
Другие новости издательства
31.08.2022

Новая (бытовая) комедия в творчестве Менандра

Менандр – греческий писатель, живший на рубеже 4-3 веков до н.э. Он является автором 100 комедий, из которых до нашего времени в полном виде дошла всего одна пьеса. Он жил в период разрушения античного мира и становления эллинизма, для которого характерны упадок духовной культуры и кризис общественного сознания. Поэтому неудивительно, что политические темы отошли на задний план или вообще исчезли из творчества большинства авторов.

В этот период популярность набирали бытовые комедии, герои которых занимались личными, а не общественными делами. Эти темы затрагивал предшественник Менандра Аристофан, однако в период эллинизма его комедии были признаны примитивными, циничными и грубыми, а некоторые греческие авторы (в частности, – Плутарх) даже ставили творчество Менандра выше произведений Аристофана.

В наше время хорошо известны сюжеты двух произведений автора – «Человеконенавистник» и «Третейский суд». В них писатель изобразил обычных людей из средних и низших слоев, которые заняты разборками своих личных и финансовых дел, далеких от мифологии и героики, типичных для культуры классической античности. Менандр – тонкий психолог и внимательный наблюдатель. Его герои не являются безусловно положительными или отрицательными – в них есть как хорошие, так и плохие качества, которые они проявляют по мере развития событий.

Менандр прославился тем, что – в отличие от других античных авторов – стал избегать изображения условных характеров. Правда, ему это не всегда удавалось, так как вся древняя комедия была построена на схематичных ситуациях и типовых действующих лицах. Тем не менее, Менандр наделил своих героев такими яркими жизненными и бытовыми деталями, что его комедии по праву получили название «новых бытовых».

Особенно хорош Кнемон – главный герой комедии «Человеконенавистник». Этот персонаж – злой, угрюмый, ворчливый человек, который, однако, способен на добрые и великодушные чувства в отношении своих родных. Впрочем, Кнемон до конца комедии остается верен себе: устроив счастье дочери, он замыкается в одиночестве и никого к себе не пускает. Внутреннее перерождение героя было невозможно в античной комедии, которая оперировала готовыми типами, доведенными до своего логического завершения. Однако Менандр сумел отойти от этих стереотипов, показав частичную эволюцию персонажей.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского