Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
17.12.2021

Нужна ли утопия в современной литературе?

Утопия – жанр художественный прозы, описывающий вымышленное идеальное общество. Основателем утопии считается Платон, написавший трактат «Государство», в котором выразил свои чаяния того, каким должно быть политическое устройство социума для благополучной и счастливой жизни.

Жанр оказался настолько живуч, что с успехом прошел испытание временем: и в средневековье, и в Новое время и в 19-20 веках находились авторы, которые пробовали свое перо в создании историй про «прекрасное далеко» (которое, однако, вопреки расчетам философов, историков и писателей всегда оказывалось к человечеству более, чем жестоко).

Кризис жанра проявился в появлении так называемых антиутопий, авторы которых показывали оборотную сторону эфемерного светлого будущего (Е. Замятин «Мы», Дж. Оруэлл «1984» и др.). Тем не менее, и в наши дни многие авторы активно соревнуются в создании «параллельных миров», «альтернативных историй» и головокружительных фэнтези, уводящих читателей куда подальше от мира реальности.

И если авторы предшествующих эпох рассчитывали на реальные перемены в лучшую сторону в ближайшем или далеком будущем, то современные писатели больше бьют на эффект, стараясь поразить или, по крайней мере, развлечь читателя. К сожалению, все бо́льшую популярность набирают книги так называемой альтернативной истории, в которых представлен иной ход уже совершившихся событий (Ф. Канлифф «Ленин жив!», П. Кучер «Без дорог и дураков» и др.).

В погоне за читательской аудиторией писатели изощряются все больше и больше, придумывая самые фантастические сюжетные твисты, которые вызывают недоумение. А 21 век пресыщен эффектами, так что современного читателя уже трудно чем-то удивить. В предыдущие века писатели-утописты искали некий идеал в обозримом будущем и увлекали своей идеей публику. Но современный человек больше живет сегодняшним днем, а громкие заявления о счастливом, демократичном, свободном обществе вызывают недоверие.

Поэтому в современной художественной литературе утопия явно исчерпала себя. После громких фэнтезийных бестселлеров вряд ли какой-нибудь автор сумеет снова удивить публику своим «новым миром». Наоборот, состояние современного общества таково, что оно отчаянно нуждается в том, чтобы кто-нибудь спустил ее из мира туманных, гламурных грез на землю, которая так нуждается во внимании и заботе человека.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского