Блог издательства


Стихи поэтов-классиков в отечественном кинематографе

Советские и российские режиссеры часто вставляли в свои фильмы песни на стихотворения поэтов-классиков.

Читать полностью

Книжная культура как фактор сохранения исторической памяти

Историческая память – это совокупность сведений человечества о прошлом. Ее сохранение – важнейшее условие самоидентификации народа и его выживания…

Читать полностью

«Папин борщ»: стихи Юрия Гальцева

Известный сатирик, юморист, руководитель Театра Эстрады им. Аркадия Райкина Юрий Гальцев в этом году представил сборник своих стихотворений с трогательным и забавным названием «Папин борщ».

Читать полностью

Что ждать от разработки профстандарта «писатель»?

Министерство цифрового развития выступило с инициативой разработки профессионального стандарта для писателей, согласно которому эта творческая деятельность должна быть признана специальностью…

Читать полностью

Лучшие мотивирующие фильмы для писателей

Хорошие кинофильмы – один из источников вдохновения для писателей.

Читать полностью
Другие новости издательства
11.12.2020

Образ Петра I в поэзии и прозе

Первый российский император Петр I – наверное, самая спорная фигура в отечественной истории. Цена его реформ до сих пор волнует умы ведущих ученых, а образ решительного царя-преобразователя интересовал многих писателей и поэтов, которые видели в нем сильную, харизматичную личность, круто повернувшую развитие России в сторону Европы.

Поэт и ученый 18 века М.В. Ломоносов в своих стихах буквально по свежим следам дал высокую оценку реформам Петра вообще и его личности – в частности, подчеркнув его ум, необычайную работоспособность, дальновидность.

Пожалуй, лучше всего о Петре I высказался А. С. Пушкин, который просто и сильно заявил, что этот царь «Россию поднял на дыбы». Эта цитата метко и точно передает суть петровских реформ, которые действительно возвысили нашу страну до уровня империи европейского типа, но цена этого громкого успеха до сих пор вызывает смущение рядового читателя.

В поэме «Медный всадник» Пушкин представил императора в грозном образе – в виде фантастического плода больного воображения главного героя – памятника, который якобы «преследовал» его по улицам Петербурга. Таким образом, поэт показал, как имперские замашки Петра давят маленького человека как личность даже после его смерти.

Но совсем иным предстает император в романе «Арап Петра Великого». Там он показан без всякого пафоса и в сдержанных тонах. Пушкин описывает его в делах, в заботах государственных и частных, с легкой иронией подмечает, с каким трудом приживались иностранные обычаи в русском, старинном быту. Петр в романе совсем не страшен – напротив, он симпатичен, ироничен, слегка насмешлив, заботлив. Пушкин как настоящий мастер слова и тонкий психолог верно угадал натуру этого противоречивого правителя, который бывал и грозен, и добродушен с окружающими.

В поэме «Полтава» показан Петр-полководец. В этом произведении автор подчеркнул военные победы своего героя, которые затмевают решительно все – даже драматичную любовную историю главной героини Марии. Первому императору Пушкин посвятил свои знаменитые стансы, в которых назвал его вечным работником на троне.

Петр – главный герой одноименного романа А.Н. Толстого. В этом произведении автор проследил его становление с детских лет до взрослого возраста. В изображении писателя царь получился крайне противоречивой фигурой, хотя в книге отчетливо прослеживается идея о том, что его деятельность была прогрессивной для страны.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского