Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
27.05.2022

Образы русских царей в отечественной классике 19 века

Русские писатели 19 века в своих романах нередко обращались к историческим темам, отношениям государственной власти и общества. Особую роль в этих произведениях играют образы царей, которых авторы оценивали по-разному – в зависимости от своих убеждений и политической обстановки в стране.

У А. С. Пушкина были сложные отношения с монархией: он критиковал ее, но в поздний период своего творчества примирился с самодержавным строем России и даже обосновывал его достоинства для страны. Поэтому его живо интересовала история России, в том числе, – личности правителей. В поэме «Полтава» Александр Сергеевич создал яркий портрет Петра I. В представлении поэта первый император был «самодержавным великаном», гением русской истории, талантливым полководцем. Желая облагородить царя, Пушкин наделил его внешний облик чертами героя. Вместе с тем поэт указал на его недостатки: жестокость и неосторожная доверчивость, которая стоила жизни его сторонникам. Литературный критик Ф. В. Булгарин отмечал, что Пушкин не показал характер Петра Великого, но лишь создал его идеальный портрет.

А. К. Толстой создал серию исторических произведений о переломном периоде русской истории – времени правления Ивана Грозного и его преемников, которое ознаменовалось кризисом власти и привело к Смуте. В романе «Князь Серебряный» автор изобразил первого русского царя волевым, решительным, энергичным человеком с государственным умом и чувством ответственности за страну. Но гораздо больше внимания писатель уделил его недостаткам. В романе Иван Грозный получился скорее отрицательным, чем положительным персонажем. Он жесток, своеволен, деспотичен. Он ведет изощренную игру как с окружением, так и с народом, пуская в ход хитроумные уловки, притворство и природную смекалку.

Л. Н. Толстой очень критично относился к институту государства и власти, остро реагировал на общественно-политическую обстановку своего времени. В романе-эпопее «Война и мир» немало реальных исторических лиц, среди них – император Александр I. Он пытался провести либеральные реформы, на которые общество возлагало большие надежды, но так и не довел их до конца. В романе Толстого царь показан привлекательным и по-своему харизматичным молодым человеком, который из-за своей нерешительности не реализовал потенциал своей власти.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского