Блог издательства


«Горит, горит звезда моих полей»: очарование лирики Н. Рубцова

Николай Рубцов – один из лучших советских поэтов, автор замечательных лирических стихотворений, посвященных Родине: ее людям и красоте природы.

Читать полностью

Самые драматичные дуэли в русской классической литературе 19 века

Евгений Онегин и Владимир Ленский. Это, пожалуй, самая сильная и драматичная дуэль в русской литературе 19 века…

Читать полностью

Три английские сестры: о Джен Эйр и ее кузинах

«Джен Эйр» – известный роман английской писательницы Шарлотты Бронте, который по праву входит в золотой фонд мировой классики.

Читать полностью

«Видение розы» в литературе и балете: опыт сравнения

Стихотворение Т. Готье «Видение розы» – короткое, но очень красочное, нежное и романтичное. В нем поэт создал образ-видение цветка, который видит девушка в своих грезах после первого бала.

Читать полностью

Наполеоновское нашествие в романе «Сожженная Москва»

«Сожженная Москва» – роман писателя 19 века Г. П. Данилевского о нашествии Наполеона в Россию в 1812 году. Григорий Петрович писал эту книгу явно под влиянием эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»…

Читать полностью
Другие новости издательства
29.11.2022

Очарование балета С. Прокофьева «Золушка»

На волне успеха балета «Ромео и Джульетта» композитор С. Прокофьев взялся за сочинение музыки к сказке Ш. Перро «Золушка». История про скромную, добрую девушку, нашедшую своего принца, с успехом шла на европейских сценах как в виде опер, так и балетов. В конце 19 века известный хореограф Мариус Петипа поставил в России свою версию «Золушки», в которой исполнительница главной роли исполнила 32 фуэте подряд, тем самым задав высокую планку для последующих балетных «золушек».

Но Прокофьев сделал ставку не на технику, а на сказочную романтику. Композитор признавался, что писал «Золушку» в лучших традициях русского балета. Он включил в свое музыкальное полотно самые известные танцы – вальс, гавот, мазурку и др. В первую очередь, мэтр ориентировался на обаяние непревзойденной Галины Улановой, которая покорила его в партии Джульетты. А Уланова, будучи гениальным техником, прежде всего, демонстрировала на сцене нежность, лиризм и душевность. И Прокофьев создавал музыку именно под пластику Улановой.

Музыка балета – богатая, сложная, насыщенная, но удивительно тонкая и пронзительная. Особенно хороши линии Золушки и Принца, которые вернули на отечественную сцену атмосферу сказки, которую ждала публика в послевоенное время (балет был поставлен в 1945 году). Вместе с тем Прокофьев, верный принципам реализма, постарался изобразить Золушку максимально реалистично. Поэтому сказочный флер музыки не мешает увидеть в героине обычную девушку, мечтающую о счастье.

Образы сестер Золушки написаны в карикатурном стиле, поэтому их партии часто исполняют мужчины. Известна постановка советского артиста балета Владимира Васильева, который уморительно станцевал злую мачеху (в этой замечательной постановке Золушку танцевала его супруга, звезда балета Екатерина Максимова).

Музыка Прокофьева – не столько дансовая, сколько драматургическая. Поэтому многие сцены вполне подходят не только для танца, но и для актерской пантомимы. К сожалению, некоторые постановщики, пользуясь этой особенностью мелодии знаменитого композитора, вместо танцев ставят немые сценки, в которых артисты активно жестикулируют и просто передвигаются по сцене. Но настоящий спектакль «Золушка» – это праздник русского балета в лучших традициях отечественной хореографии. Такие постановки (как, например, упомянутый спектакль Васильева) – настоящий праздник для любого меломана.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского