Блог издательства


Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью

Софокл – трагический поэт эпохи расцвета Афин

Софокл (5 век до нашей эры) – самый известный древнегреческий поэт периода расцвета афинской демократии в так называемый «век Перикла»

Читать полностью
Другие новости издательства
10.01.2022

«Осень средневековья» – новый взгляд на европейское средневековое общество

В 1919 году в свет вышла книга голландского историка и философа Й. Хёйзинги «Осень средневековья». Это произведение – монументальное научное исследование о формах жизненного уклада и мышления средневекового общества Франции и Нидерландов в 14–15 веках. Свою работу Хёйзинга написал в форме увлекательного путешествия в прошлое.

Эта книга в чем-то похожа на приключенческий роман – настолько живо, просто и ярко историк воссоздал повседневную жизнь людей позднего средневековья. Вместе с тем «Осень средневековья» – серьезное научное исследование, основанное на архивных источниках и литературных сочинениях видных представителей интеллигенции указанного периода.

Для своего времени книга Хёйзинги была новаторской. Изучение психологии и мышления людей прошлого считалось «беллетризацией» истории и, к сожалению, не воспринималось всерьез даже в научных кругах. Поэтому «Осень средневековья» не сразу получила признание. Впоследствии, по мере развития психологических наук она была по достоинству оценена и вдохновила других историков заняться исследованием мышления жителей прошлых эпох.

Вторая заслуга автора – переосмысление оценок средневековья. Долгое время в обществе господствовал стереотип, что эта эпоха была «мрачной, варварской, жестокой». В обиход даже прочно вошло понятие «темное средневековье», которое воспринималось как черная полоса между образованной, культурной античностью и прогрессивным Новым временем.

Хёйзинга в корне пересмотрел и переосмыслил это историческое недоразумение. В своей книге он показал и научно доказал, что средневековье дало толчок развитию наук, искусства и культуры в эпоху Ренессанса, которая, в свою очередь, стала фундаментом технического прогресса в последующие века.

Хёйзинга, в первую очередь, изучал мышление и мировоззрение представителей интеллигенции, которые сыграли определяющую роль в развитии культуры и науки. Вместе с тем в его книге есть немало интересных рассуждений о менталитете всего средневекового общества. По мнению автора, люди данной эпохи были слишком эмоциональны и жили напоказ – отсюда кричащие противоречия, которые так пугают современного человека: жестокость и внешняя красота форм, рыцарское благородство и страх смерти, пышные придворные церемонии и антисанитария. Книга Хёйзинги – это живой диалог с прошлым, который в красочной форме раскрывает мировоззрение средневекового обывателя и быт простых людей.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского