Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
16.06.2022

Особенности французского литературного Возрождения в 16 веке (на примере стихов и новелл)

К 16 веку Франция стала одной из ведущих держав Западной Европы. К этому столетию завершился процесс ее объединения в единое государство, в стране укрепилась королевская власть, активизировалось развитие городов, науки, искусств. Большое влияние на французских гуманистов оказала культура Италии, которая была родиной Возрождения. В конце 15 — первой половине 16 веков французские короли совершили ряд походов в эту страну. Знакомство с итальянской литературой, живописью и архитектурой дало мощный толчок развитию новой культуры во Франции.

Французские писатели подражают Боккаччо и пишут новеллы; поэты вдохновляются поэзией Данте и Петрарки и сочиняют оригинальные сонеты. Вместе с тем во французской литературе сохраняют свое значение озорные народные произведения – фаблио (небольшие стихотворные городские новеллы, которые поучали и развлекали слушателей) и сатирические песни.

Основателем новой ренессансной литературы во Франции по праву считают поэта Клемано Маро. Именно он ввел в свободный обиход сонет, хотя весьма вольно обращался с его строгими правилами стихосложения. Маро подражал древнеримским авторам: при написании элегий он ориентировался на Овидия, при сочинении эклог – на Вергилия, а жанр эпиграмм заимствовал у Марциала. Будучи куртуазным, утонченным поэтом, Клеман Маро оставался близок к народной песенной лирике, в подражание которой написал несколько песен.

Расцвет французской новеллы тесно связан с творчеством Бонавентура Деперье. Перу этого писателя принадлежит сборник «Новые забавы и веселые разговоры», которые стали заметным явлением в литературе Возрождения. Деперье стремился, в первую очередь, развлечь читателя. Поэтому он часто вставлял в повествование неожиданные забавные вопросы и делал остроумные замечания, которые доказывали его отличное чувство юмора. Автор щедро сдабривал свои тексты сочными шутками и меткими наблюдениями над социальной действительностью.

На примере творчества этих двух писателей можно выделить две важные черты французской гуманистической литературы: ее тесная связь с народной культурой и соединение элементов сатиры с тонкой лирикой. В отличие от своих итальянских коллег, французские писатели более свободно обходились с литературными жанрами и стилями. Подражая поэтам и новеллистам с Апеннинского полуострова и античным авторам, они смело использовали просторечный язык и шутливо-приземленные шутки, которые не всегда приходятся по вкусу литературным эстетам.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского