Блог издательства


Интервью с нашим автором

Сегодня мы задали вопросы писателю Ивану Леденцову, автору книги «Наши Души».

Читать полностью

«Не быть»!»: каких произведений не хватает в школьной программе по литературе?

В последние годы все чаще встает вопрос об обновлении школьной программы по литературе.

Читать полностью

«Графиня де Монсоро» (1971 г.) vs «Графиня де Монсоро» (1997 г.): какая лучше?

Роман «Графиня де Монсоро» А. Дюма-отца входит в книжную трилогию о борьбе Генриха Наваррского за французский престол.

Читать полностью

«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли: плюсы и минусы

Этот фильм, снятый в далеком 1968 году, до сих пор считается эталонной экранизацией «самой печальной повести на свете».

Читать полностью

К чему приводит сокращение классики в школе?

В последние годы в российских школах наблюдается печальная тенденция к сокращению числа произведений старой доброй русской классики и к замещению их сочинениями современных писателей…

Читать полностью
Другие новости издательства
11.06.2020

Особенности сказочного сюжета

Несмотря на цифровизацию нынешнего мира, сказки остаются столь же популярны, что и века назад. Современная сказка мало отличается от своих предтеч. Построение сюжета, главные герои и другие атрибуты подобного произведения никуда не делись и остаются все те же. Собственно, сказку можно узнать именно по ее сюжетной линии, которая всегда возникала и развивалась с помощью конфликта, порожденного самой жизнью.

Если «копнуть» глубже, современная действительность все так же не соответствует тому идеалу, который хотели бы видеть люди. А основой настоящей сказки является антитеза между реальностью и мечтой. В сказочном сюжете должно происходить ее полное воплощение, даже если это напоминает утопию.

В сказочном мире мечты всегда сбываются. А главные герои всегда «по разную сторону баррикад». Их разделяет граница между Добром и Злом, ужасным и прекрасным. Нет сказочного произведения без основного персонажа, вокруг которого не разворачивался бы сюжет. И его победа является необходимым условием завершения сказки. Сказочный сюжет строго подчинен хронологии событий. Здесь нельзя «разбрасываться» и быть непоследовательным.

Что касается сказочных героев, то подобно иным жанрам народного творчества, в сказках широко встречаются обобщения. Персонажи представляют собой настоящие архетипы, несущие некое основополагающее свойство, которое определяет их образ. Они имеют неизменный внутренний мир, что подтверждается и их именем, и описанием их внешности, и жилищем.

При этом внутренняя стабильность персонажей прекрасно сочетается с их мобильностью. Они показывают свою суть не путем рефлексирования, но с помощью активных действий. Это главный используемый прием при их описании. Они являются неотъемлемой частью сюжета и «отыгрывают» свою роль на 100%. И таким вот образом их деяния в совокупности «сливаются» в сказочный сюжет со своим содержанием и композицией.

В качестве художественного фактора в сказках по максимуму используется время. Это позволяет отнести их к эпической поэзии. Для сказочных произведений, созданных в одном жанре, весьма характерным является регулярное повторение типовых героев. Это позволяет собрать несколько сказочных сюжетов «под одной крышей». Подобное явление получило название «контаминация», что означает «смешение». В небезызвестных «1000 и одной ночи» Шахерезада явно владела этим непростым искусством, с помощью контаминации плавно переходя от одной сказки к другой, и тем спасая свою жизнь…

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского