Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
21.06.2022

Особенности современной поэзии

Современная поэзия – это лирика конца 1990-х годов и нашего времени. Ее главная отличительная черта – неоднородность, многогранность, противоречивость и многоголосие, как и в прозе последних лет. В лирике 21 века нет доминирующих направлений или литературных групп, которые бы задавали вектор ее развития. Это объясняется переходным, переломным характером современной эпохи, представители которой до сих пор находятся в активном, напряженном поиске языка, форм, символов, образов. Поэты 21 века активно экспериментируют с лексикой, ищут синтез с различными видами искусства и даже не боятся эпатажа для произведения эффекта на публику.

Несмотря на разнообразие стилей современной лирики, литературные критики выделяют два основных направления, которые сложились к началу нынешнего столетия – концептуализм и метареализм. Представители первого направления (Д. Пригов, Т. Кибиров, Л. Рубинштейн, Вс. Некрасов) активно используют классические цитаты, штампы, художественные шаблоны, которые вплетают в ткань стихов и активно играют с ними. Яркий пример – стихотворение Вс. Некрасова «Я помню чудное мгновенье», в котором он использовал строчки известного стихотворения А. С. Пушкина и его поэмы «Медный всадник». Представители метареализма (В. Кривулин, И. Жданов, А. Драгомыщенко) пытаются найти в стихах некую новую реальность, которая бы в полной мере раскрывала значение метафор и поэтических смыслов.

Главная проблема современных талантливых поэтов – это отсутствие к ним должного внимания со стороны критиков, опытных филологов и компетентных издателей. Свобода слова и огромные возможности Интернета лишают их возможности фильтровать материал и отбирать стихотворные перлы. Поэтому современные поэты пишут либо в стол, либо для весьма ограниченного круга читателей. Наверное, пройдет немало времени, прежде чем лучшие творения современных поэтов, наконец, займут достойное место в отечественной литературе.

Вероятно, по этой причине настроения стихотворений большинства поэтов – минорные. Такова, например, лирика А. Павловской, Ф. Чечика, И. Галеева. В стихах все чаще звучат темы смерти, горя, депрессии, которые отражают переходный период современного общества. Вместе с тем на просторах самиздата, на многочисленных литературных порталах можно встретить бодрые, жизнеутверждающие стихотворения, которые внушают оптимизм и веру в лучшее.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского