Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
22.09.2021

Откуда Павел Бажов брал героев своих сказов?

Русского писателя-фольклориста Павла Бажова в основном знают, как автора легендарной «Малахитовой шкатулки» со сказами. Вначале он называл свои произведения народными легендами.

Скромный сказочник

В тридцатых годах историк Владимир Бирюков подолгу беседовал с уральскими рабочими в качестве собирателя фольклора, но у него не получилось найти нужный материал, чтобы выпустить сборник. От редактора Павла Бажова Бирюков услышал предложение о включении в книгу историй, якобы услышанных им в детские годы.

В итоге в сборник попали сказы «Про Великого Полоза», «Медной горы Хозяйка» и «Дорогое имячко». Через некоторое время их напечатал журнал «Красная новь». Но тут неожиданно всплыло авторство Бажова. Его ждало наказание, как фальсификатора.

Павел Петрович получил поддержку от Демьяна Бедного. В книге, которую написал Семенов-Тян-Шанский, присутствуют горы Азова. По мнению поэта, истории Бажова взяты именно из этой книги.

Прототипы героев Бажова

Павел Петрович был хорошо знаком с народным фольклором, поэтому у его персонажей есть мифологические прототипы.

Рассказ ведется от имени деда Слышко. Этот образ основан на реальном прототипе – стороже Василии Хмелинине, который охранял заводской склад. В произведениях Бажова он выступает, как сказитель Баян. По сути, дед – альтер эго самого писателя.

Хозяйку Медной горы можно назвать духом или богом определенной местности. Люди видят ее, как прекрасную женщину или ящерку с короной. Эта героиня ведет себя жестоко с нарушителями границ собственных владений.

Змей Великий Полоз является символом плодородия, домашнего очага и искушения. Это мудрое, но суровое и мстительное создание. Когда башкирский богатырь Айлып по согласию собрался взять дочь Великого Полоза замуж, змей стал ее преследовать.

У его ребенка Золотого Волоса были прекрасные пряди. В этом она похожа на Медузу Горгону.

У змея Дайко противоречивый характер. Перфил и Глафира получают от него золото, но в то же время из-за драгоценностей он истребляет уральскую староверческую общину.

Характер Бабки Синюшки является отражением женского агрессивного начала. Удалые и сильные мужчины воспринимают ее, как «красную девку», но их ждет погибель. Ближе всего к Бабке Синюшке – сирены.

У оленя Серебряное Копытце есть прообраз – древний финно-угорский Лось, который ходил по приготовленным для него шаманами серебряным блюдам с монетами и драгоценными камнями. Серебряное Копытце брызжет самоцветами.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского