Блог издательства


Почему провалился фильм «Пиноккио» 2022 года?

Сказку Карла Коллоди про Пиноккио наверняка знают все – и дети, и взрослые – если не по оригиналу, то по его адаптации – «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Читать полностью

Судьба повестей Астрид Линдгрен про Малыша и Карлсона в России

Историю уморительных приключений упитанного мужчины в полном расцвете сил наверняка знают все – и взрослые, и дети.

Читать полностью

Виктория Токарева о творчестве, компьютере и коллегах

Виктория Токарева – известная советская и российская писательница, автор многочисленных рассказов, которые пользуются популярностью и в наше время.

Читать полностью

Как писателю стимулировать воображение?

Воображение – одно из главных условий творческого успеха любого писателя.

Читать полностью

«Ромео и Джульетта» в литературе и балете: опыт сравнения

«Ромео и Джульетта» – светлая трагедия У. Шекспира. Написанная изящным сонетным языком, она в полной мере передает чувственную историю несчастной любви героев на фоне борьбы их родов.

Читать полностью
Другие новости издательства
04.08.2022

«Пережил многое и многих»: судьба поэта П. А. Вяземского

Петра Андреевича Вяземского традиционно считают поэтом пушкинской эпохи. Он был старше Александра Сергеевича на 7 лет, однако пережил его на 41 год и почти застал Серебряный век русской литературы. Он прожил богатую, насыщенную жизнь: прошел Отечественную войну 1812 года, сочинял стихи, занимал несколько ответственных государственных постов, писал критические статьи, которые по меткости наблюдений до сих пор остаются актуальными. По натуре Петр Андреевич был философом: в период жарких общественно-политических и литературных споров он оставался в стороне, не примыкая ни к консерваторам, ни к либералам, хотя и те, и другие имели все основания считать его «своим человеком».

На протяжении своей долгой, насыщенной жизни Вяземский оставался верен себе. В то время как его современники, известные поэты и писатели, активно экспериментировали с литературными стилями и художественным языком, Вяземский не изменил своей манере письма, из-за чего прослыл «старомодным». В самом деле, во второй половине 19 века вошли в моду идеи общественного служения интеллигенции народу, темы социальной проблематики; постепенно в поэзию проникали элементы символизма и мистицизма, а Вяземский как и в старое доброе время отдавал дань романтизму, при этом оставаясь скептиком и рационалистом.

Лучше всего противоречивую натуру Вяземского определил известный советский литературовед Ю. М. Лотман, который назвал поэта «аутсайдером пушкинской эпохи». По наблюдению Юрия Михайловича, Вяземский всегда на все имел собственное мнение, которое противоречило мнению большинства. Некоторые литературные критики даже считают его прототипом Евгения Онегина, который (выражаясь словами самого Вяземского) «и жить торопился, и чувствовать спешил».

Он был храбрым офицером и азартным игроком и чрезвычайно щепетильным, но в то же время язвительным человеком (эти черты отметил в нем Пушкин в специальном посвящении другу). Тем не менее, Вяземский довольно высоко оценивал значение своего жизненного и общественного опыта. В известном стихотворении «Я пережил» он написал следующие строчки: «Многому изведал цену я».

В отличие от большинства стихотворений Пушкина, лирика Вяземского – меланхоличная, томная и немного грустная. Тем не менее, она настолько проникновенная, что не только пережила свое время, но и равняется на лучшие пушкинские стихи.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского