Блог издательства


Искусство изучения прошлого в книге Марка Блока «Апология истории»

Марк Блок – известный французский историк, основатель школы анналов. Заслуга этого ученого заключается в том, что он сделал человека главным объектом исследования в исторической науке. Чтобы изучить, а главное, – понять прошлое, нужно, в первую очередь, узнать, как мыслили и чем жили люди той или иной эпохи. Это поможет историку уяснить смысл и значение источника – как письменного, так и материального.

Читать полностью

На дыбе, или апология Петра Первого в романе А. Толстого

Роман Алексея Толстого «Петр Первый» считается эталоном исторического романа не только в советской, но и российской литературе. По охвату событий, эпичности и глубокой проработке персонажей с ним может поспорить, пожалуй, только эпопея Льва Толстого «Война и мир».

Читать полностью

Литературные мастер-классы: плюсы и минусы

В последние годы многочисленные литературные площадки организуют семинары, мини-курсы и мастер-классы по писательскому мастерству.

Читать полностью

Книга «Пиши, сокращай» – ориентир для копирайтера?

Книга «Пиши, сокращай» – пожалуй, самый популярный бестселлер по теме мастерства написания рекламных, продающих, коммерческих и информационных текстов. Ее авторы – Максим Ильяхов, создатель популярного сервиса «Главред», ректор Школы редакторов, и Людмила Сарычева, писательница и преподавательница Школы редакторов.

Читать полностью

Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью
Другие новости издательства
07.08.2020

Плюсы и минусы повествования от первого лица

В литературных произведениях повествование ведется двумя способами – от первого лица или от имени автора. В первом случае писатель доверяет рассказ истории одному из героев (как правило, главному), во втором – берет эту функцию на себя. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, но их объединяет одно – незримое присутствие автора на страницах его произведения. Выбор того или иного способа во многом зависит, во-первых, от сюжета, а во-вторых, – от желания писателя дистанцироваться от происходящего или, напротив, максимально приблизиться как к своим героям, так и читателям.

Повествование от первого лица позволяет автору максимально точно и полно раскрыть образ персонажа и его устами высказать собственные мысли. Классический пример – роман «Джен Эйр», главная героиня которого потрясла читающую публику викторианской Англии смелостью своих суждений. Не секрет, что мысли, чувства, переживания девушки – это во многом отражение внутреннего мира самой Шарлотты Бронте, которая прожила недолгую, но насыщенную, эмоциональную жизнь, полную поисков и новых впечатлений.

     Второй плюс – это возможность усилить и обострить интригу за счет того, что читатель получает ограниченные сведения о происходящем, так как видит события не стороны, а только глазами рассказчика. Так поступали известные английские писатели – авторы детективов У. Коллинз и А. Кристи. Романы «Лунный камень» и «Женщина в белом» «написаны» несколькими действующими лицами, и таким образом читатель видит происходящее с разных точек зрения. Это удваивает напряжение, так как у каждого из них своя версия событий. На фоне их несхожих мнений, догадок и умозаключений развязка выглядит особенно сильной и драматичной. То же самое можно сказать про роман А. Кристи «Убийство Роджера Экройда», в котором рассказчиком является преступник, не раскрывающий, однако, что он – убийца; поэтому его разоблачение оказывается невероятной неожиданностью для читателя.

Однако ведя повествование от первого лица, автор в буквальном смысле привязан к своему рассказчику. Писатель ограничен в «передвижениях» и не может бывать сразу в нескольких горячих точках развития событий. К тому же он лишен возможности в полной мере раскрыть остальных действующих лиц своего произведения и вынужден представлять их читателю глазами рассказчика. Ему приходится прилагать максимум усилий, чтобы не потерять других персонажей и удержать на них внимание читателей. Вероятно, по этой причине в мировой художественной литературе большинство книг написано от третьего лица, поскольку немногие авторы могут позволить себе такую роскошь – доверить историю одному герою.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского