Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
28.12.2021

Почему антиутопии «Мы» и «1984» популярны в 21 веке?

Романы Е. Замятина «Мы» и Дж. Оруэлла «1984» считаются классикой жанра антиутопии. Замятин написал свою книгу в 1920 году, и она вдохновила Оруэлла на создание его самого известного произведения в 1949 году. Обе истории потрясли читателей и до сих пор вызывают страх за будущее человечества.

И несмотря на то, что 21 век – как будто демократический, тем не менее, в последние годы обе книги бьют рекорды по продажам. Похоже, люди всерьез боятся повторения ужасов 20 столетия и не уверены в своём будущем.

Несмотря на необычный слог повествования и полуфантастические сюжетные повороты, слишком многие явления и события, описанные в обеих книгах, узнаваемы. Например, в романе «Мы» школьников учат роботы, а музыку сочиняют машины. К счастью, современное общество до этого еще не дошло, но находится весьма близко к описываемому состоянию.

Социум романа Замятина обезличен и оцифрован: каждый его член лишен собственного имени и называется номером. Подобное положение дел вызывает ужас и отвращение у современного читателя, который понимает, что бурное развитие компьютерных и информационных технологий подводит постиндустриальное общество 21 века вплотную к тому, чтобы люди потеряли свой человеческий облик, уступив место андроидам с искусственным интеллектом. Герои романов Замятина и Оруэлла настолько обезличены, что очень похожи на роботов. В произведении «Мы» персонажам даже проводят специальные операции по удалению памяти и фантазии.

Примерно то же самое происходит в современном обществе, когда средства массовой информации и Интернет манипулируют сознанием людей, заставляя их мыслить в заданном направлении. А популярные на Западе толерантность и феминизм настолько овладели умами людей, что мыслить иначе уже стало опасно. Те, кто осмеливается отстаивать традиционные ценности, оказывается за бортом общества.

Все эти тенденции настолько прочно вошли в современное сознание, что вызывают серьезную озабоченность у мыслящих людей, которые находят явные параллели с упомянутыми романами. В нашей стране еще живо поколение, которое помнит тоталитарный режим, а современное западноевропейское общество стало настолько демократичным, что вот-вот скатится в культурологическую диктатуру.

Поэтому неудивительно, что романы «Мы» и «1984» до сих пор возглавляют читательские топы. Пожалуй, в настоящий момент они даже актуальнее, чем на момент написания, потому что никто не хочет терять современную демократию, которая, однако, вырождается на глазах.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского